Tilbake til hovedsiden Sitemap

Интервью
Оборудование

Эволюция креплений 7Tm

03.06.2019

Автор: Nomad



Сейчас, когда на дворе летний теплый майскй вечер, можно написать отчет о сделанной покупке. Давным, давно по меркам телемарка, еще, в 2003 году я начинал свой путь телемаркера с креплениями фирмы 7tm All Mountain (сайт производителя 7tm.de) - тогда крепления были только выпущены на рынок и были наиболее востребованными у спортсменов поскольку эти крепления были единственные сертифицированные (Tested and approved according to DIN/ISO 9462 ). Об этих креплениях мы писали на нашем сайте (http://www.norwaytelemark.ru/pages/faq_7tm.shtml) - в целом впечатления были хорошие но как кататься то для девушек они вполне годились, для спокойного не агрессивного катания.


Нам же, норвежским телемаркерам, как бурей рожденным - хотелось на тот момент активных креплений хоть и было стремно кататься без срабатыванемых креплений в лавинной местности... Покатавшись сезон на первых 7tm All Mountain, я их потом и продал из за недостаточной активности как мне казалось на тот момент - а вот старший инструктор по телемарку аж растянул кевларовый тросик. На тот момент крепления имели следующие недостатки :

- они были дорогие (первоначально их цена была указана 350-400$)
- они растягивались в месте крепления кевларового троссика при активном катании
- они скрипели при сильной загрзке лыжи ботинком
- очень имели ну очень дорогую цену для аксессуаров 7tm

Конечно - и тогда и сейчас я бы даже охарактизовал бы ту первую версию 7tm All Mountain (красно-серую) как отличный вариант для катания в пухляке. Опыт моих друзей, которые использовали первую "горную" модель 7tm All Mountain, также говорит о том, что эти крепления слишком мягкие и не имеюи достаточной жесткости на боковое скручивание при активном спортивном катании. Потом уже, через 10 лет вышла вторая версия этих креплений 7Tm Power еще более жесткой пружиной (жесткость увеличилась примерно на 25%) и по отзывам она уже была неплохой покупкой для телемаркеров, и в креплениях был установлен другой, более жесткий кевларовый тросик.


Я на тот момент уже катался на Rotefella Cobra R8 и особо не хотел ничего менять и не заморачивался новой информацией об этих креплениях.... Но когда в 2019 году вышла третья версия крепления и друзья телемаркеры из Германии оповестили об этом событии - то я приобрел эти крепления у компании Telemark Pyrenees - покупка прошла быстро и через неделю курьер Почты России доставил их до порога дома (EMS). Ведь уговорил себя тем, что старенькие Rotefella Cobra R8 уже отслужили свое и новые не выпускались...


Наблюдая на склонах Кировска за катающимися лыжниками или телемаркерами я замечал такой момент, что самые опасные травмы получаются при падении на медленных скоростях, когда не проиcходит срабатывание крпелений...Для многих это неожидано...

Но идем далее... в этом году с обновлением парка лыж при покупке креплений 7tm я обратил внимание, что в третьей версии 7tm Power XR оказывается появилась еще более жесткая пружина в пятке (красная)- что и было проверено встегиванием ботинка - так и есть. Ну и данные крепы как следствие были оставлены для слаломных лыж. Также мне было интересно - а почему бы компании 7Tm не выпускать сразу разные варианты пружин под разные условия катания - горы, трассы - их заменил и катайся в разных условиях - хоть фрирайд хоть трассу? Мне в прицнипе все равно на чем кататься - но когда ты с возрастом становишься более сентиментальным и ленивым - то хочешь иметь срабатываемые крепления.


Надо сказать, перед покупкой креплений я выбирал между HammerHead Vice и 7Tm и выбор все таки пал на немецкие крепления 7tm по трем основным причинам:

- это уже была версия активных крепления прямо как у Hammerhead в позиции 4-5 да и все мои ботинки 75мм встегиваются в них
- крепления срабатываемые и надежные да и после несольких уборок и падений в Кировске мне все таки захотелось именно 7tm
- они и стоят дешевле чем NTN крепления и весят в 2 раза легче NTN

Мне одновременно пришли и крепления от 22Design и 7Tm и удалось их сравнить конструктивно и вот что мне не понравилось в 22Design Vice:

- очень ненадежно сделаны фиксаторы окончания тросов за пружинами.


- в середине корпуса креплений нет жесткой конструкции и стенки могут гулять под нагрузкой


- в поставке идут слабые пружины изначально - даже одна 7Tm пружина жестче чем пружины на HH Vise


- сделана слабая обортовка штифта жесткости и к.м.к ненадежная фиксация на нем подпружиненным фиксатором



- лягушка крепления, закрепляющая пятку старой модификации - уже вся в трещинах, больная тема синих НН



- убил факт отсутствие нормальной упаковки и отсутствие шаблона для установки HH (за 15 лет я старый понятно потерял)

Понятно что 7Tm выиграли в моем сравнении c Hammerhead а вот HammerHead Vice как задумали конструкторы - в погоне за дешевизной конструкции разочаровали. Помнится, как катаясь на 3Pin креплениях я ловил себя на слабых моментах в технике и в то же время удовольствие от процесса катания было огромное - все огрехи техники вылезают на 3Pin креплениях. Ведь 3Pin крепления Spike не такие активные как например NTN но кататься то можно вполне - но и работать тоже нужно на них ! А если посмотреть видео то сколько же плохо катаюшихся телемаркеров на NTN и их даже жесткость креплений не спасала...

Вот так сравнивая еще первую версию 7tm All Mountain по жесткости со старыми HH (те которые синие) я могу сказать, что по жесткости первые 7Tm были равны 3-му положению в Hammerhead - и с теми первыми креплениями 7Tm я мог делать резанные повороты спокойно. А сейчас 7Tm Power XR - крепления по жесткости сравнимы с Rottefella Cobra R8 или положением 4-5 в старых синих HammerHead. То есть 25 процентов жесткости было добавлено сейчас с красной пружиной во второй версии и 30% жесткости появились при замене в третьей версии еще и кевларового троссика и пружины.

Ну так с возрастом мой стереотип об обязательной активности креплений исчез - теперь для жесткого и активного катания не нужны HammerHead Vice или Rotefella Cobra R8 которые уже не выпускаются - достаточно одной пары 7Tm XR в гоороде и горах. Вот они лежат в коробоке и ждут 10мм пластин для установки на спортцеховые Elan Amphibio и я очень доволен их качеством и тем что встегивание в крепления осуществляется легко (https://youtu.be/7ovUviHQ6ws). Они как раз заменят мои старенькие синие HamerHead. Эволюция это ведь хорошо во всех ее процесах...

По безопасности - все таки 7Tm Power XR более безопасны чем крепления NTN - где могут сломаться сразу два колена при падении вбок... ну и "чистое" ощущение телемарка возможно только в креплениях стандарта 75мм. Это такой кайф, когда ты делаешь все сам а не крепления работают за тебя.Очень важно понимать, что покупать для активного катания крепления XP (Power серию) а для фрирайда для мягкого катания пойдет первая версия - это к тому, что я слышал много версий о том, что срабатываемые телемарк крепления на лыжах, особенно длинных и широких это плохо и опасно. Но у меня на этот счет свое мнение: я обазательно оснащаю 7tm скистопами а вот как они сработают уже зависит от техники катания. Помню ситуацию, когда в мае этого года "фрирайдеры" пытались пройти кулуар в Кировске на Кукисе поперек линии ската - при этом они просто боковым соскальзыванием уезжали вниз на лыжах и ловили внутненний кант - вместо того чтобы катиться на кантах соскальзыват вниз... В итоге пару "отстрелов" креплений на этих широких лыжах. Поэтому я никогда не гонюсь за широкими лыжами а покупаю обычный недорогой спортцех с геометрией лыж, которая держит на льду и фирне и как итог - проезд кулуара поперек на 3pin крпелениях прошел удачно.

Еще есть мнение, что нужно учиться на NTN c мягкими и низкими ботинками, наподобие Scarpa TX Pro и ослабив пружины учиться ловить баланс. И это на NTN - где пружина настолко мощная что новичок не может определить загрузл он лыжу или прогрузил только крепления. Теряется ощущение отдачи сил от реакции снега. И это неправильный способ обучения - так телемаркер не научится чувству снега - даже если это будут крепления NTN FreeDom (Freeride версия) - он не сможет их прогрузить ногами от середины лыжи поскольку пружины NTN гасят любую реакцию при ведении лыжи в повороте. Ранее я и сам ранее считал что новичкам нужно жесткое теле-оборудование. Да, это с одной стороны ставит вас в рамки баланса и не прощает ошибок. Но теперь считаю, что учится надо кататься на первой (мягкой) версии 7Tm - она и выстегивается и держит ногу неплохо.

После того, как в Кировске Борода в этом году в мае делал много раз замечания по поводу отсутствия строп я как примерный ученик также планирую купить запасные стропы (ремешки) и запасной подпятник, чтобы брать с собой в горы поскольку в инструкции написано, что при усилии в 700 кг ремни могу порваться - что предотвращает травму лыжника. Ведь надо же случится тому на склоне - что сняв лыжи я уже через 2 минуты бежал за ними - они ехали за гребень склона. Вот наука будет...

Лично для себя я погуглил - а кто же затеял всю эту историю с эволюцией 7Tm - оказывается компания Karhu. Ну не все же одной Rotefella на рынке доминировать. Компания Karhu не простая компания - она оказывается с делалал много инноваций в лыжном мире, не так давно она стала официальным поставщиком для лыжной команды Telemark США (USTSA) и крепления 7tm от Karhu были выбрана в качестве официальных креплений с учетом пожеланий й стремлений команды США использовать активные и сертифицированные крепления. Надо сказать что 7tm Power Binding имеет много наград - например в номинации «Выбор редакции» журнала «Couloir Magazine» и "Выбор телемаркеров" в Powder Magazine - и это речь шла еще про ту вторую версия креплений. В новых же креплениях 7Tm Power XR изменилась точка приложения давления на подушечку стопы в ботинке - она имеет точку сгиба ботинка на 2 см ближе к носку, чем оригинальная и первая версия креплений 7tm All Mountain. Именно подушечка стопы а не плюсна загружает ботинок задней ноги и то что точка приложения усилий ушла в новых крепах на 2 см вперед - это большой плюс. Проверно было на Crispi XR и на Scott Woodoo. Это важно для контроля при подъеме на лыжах в гору и выполнения хорошо загруженного поворота Telemark. И это здорово что появились такие нужные крепления в результате эволюции конструкторско мысли и инженерных решений в виде новых 7Tm Power XR.

Ждем сезона и хорошо вам перезимовать лето !!!