Tilbake til hovedsiden Sitemap

>Карпаты 2007
Оборудование

Революция отменяется?

02.02.2007


Александр Петрищев



"Революционная ситуация характерна тремя признаками:
1. Когда верхи уже не могут управлять по-старому
2. Когда низы уже не хотят жить по-старому:
3. ...А третий я забыл, учитель"
Из экзамена по истории




"Передаем вести с полей: после состоявшегося 23.01.2007 официального пресс-релиза NTN внимание всей телеобщественности переместилось на горные склоны, где происходит тест нового девайса от Rotafella. Большой Тим, Стив Кристи и другие тестеры жгут не по-детски. Всех удивляет поразительная активность новых креплений для телемарка. По сути мы стоим у ворот в новый мир - мир NTN, это революция!"

Вот и свершилось, господа. То о чем так долго говорили сильные мира телемарка, пройдя все стадии внутриутробного развития, вышло на люди. Теперь этот концепт - кар можно, уж если не пощупать руками, то во всяком случае, увидеть. Даже на первый взгляд видно, что инженеры проделали огромную работу в процессе разработки новой конструкции. Сразу и не поймешь, что там для чего. Итак, давайте разбираться.

1. Первое, что бросается в глаза - конструкторы ушли от прежнего (стандарт 75-мм) типа закрепления носка ботинка. Нынешний захват уж больно напоминает рант ски-туровского ботинка. Вкупе с остальными элементами конструкции (как убедимся позднее) такой подход позволил избежать появление вертикального люфта мыска ботинка в креплении.

2. Естественно, второй момент - это абсолютный freeheel, то есть за пятку ботинка вообще ничего не зацепляется. Остается вопрос - на фига оставили на ботинке выточку под лягушку? (как справедливо заметили на форуме telemark.ru) Вместо привычной конструкции применена флексовая платформа, проходящая под ботинком, имеющая захват за плюсной. Плохо это, или хорошо сказать трудно, однако с технической точки зрения вполне оправдано для уменьшения веса. В платформу конструкторы засадили пару катриджей, то есть упругий элемент все-таки имеется. Платформа и захват мыска ботинка собраны воедино и, закреплены на металлической раме, в которой угадываются фамильный ценности Rotafella и имеют степень свободы в виде вращения относительно горизонтальной оси.

3. Очень оригинально реализовано устройство, обеспечивающее прогиб ботинка и отвечающее за активность. Платформа с захватом упирается в набор железок, на котором при сгибе ботинка посредством рычагов возникает сопротивление вертикальному ходу захвата за счет передачи этого хода через трос на катриджи, в которых, по все видимости, установлены пружины. Таким образом, вертикальный ход захвата инициирует увеличение сопротивления этому перемещению, которое прогрессирует в работу гармошки и самого ботинка. Технически - положительная обратная связь. Отметим, что трос в передней части крепления закреплен по типу петли. Нечего сказать - высший пилотаж конструкторской мысли. Впрочем, все это на самом деле может оказаться только моими домыслами, поскольку, крепеж я в руках, естественно, не держал, фотографии, правда, детально исследовал. Тем не менее, такая конструкция позволяет обеспечить высокую активность креплений (в зависимости от жесткости пружин в катриджах) и при этом исключить появление вертикального люфта мыска ботинка в захвате. Более того, такая конструкция исключает выжимание мыска ботинка из захвата, если ботинок несильно зажат. Кстати, тот кол на фотографиях посреди платформы, скорее всего выполняет роль рычага ски-стопов.

Все вроде бы хорошо, однако, как всегда, бочке меда не бывать без ложки дегтя. Скандинавские инженеры по какой-то причине поехали представлять новое детище в Америку, славную своим потребительским менталитетом, а не остались в родной, но ортодоксальной Европе. К чему бы это? Думаю, что помимо чисто технических задач при создании нового стандарта решались еще и маркетинговые проблемы. Тенденции "все в одном" в сегменте High Tech очень сильны, оставалось создать универсальное крепление, позволяющее и катать телемарк, когда захочется, ходить, когда надо, а то и катануть алпайном при случае (На первый взгляд новое крепление сильно напоминает крепление для ски-тура, правда?). Демарш, однако, против многовековых устоев телемарка. Как знать.



Ну да это еще бы ничего. Сколько раз производители кидали потребителя в стиле испанских конкистадоров, меняя стандарты. Жалко было бы, к примеру, задвигать в угол телеботинки с классическим 75-мм носком, которые и послужили бы еще, да крепежа под них осталось как сейчас "Бескидов" - днем с огнем. Есть вопросы чисто технические.

1. Идея переменной жесткости креплений далеко не нова, и если предположить, что в NTN она будет меняться подбором катриджей, это явно вызовет неудобства в эксплуатации - это вам не пару кнопулек утопить на HammerHead.

2. Способно ли выдержать длительное время огромные знакопеременные нагрузки в радиальном и осевом направлениях закрепление платформы на раме?

3. В целом, сама конструкция крепежа, на мой взгляд, предполагает развитие огромных напряжений в элементах; нужно ведь преобразовать подъем пятки ботинка в сжимание гармошки, при этом за пятку - то ничего не тянет. Сие обстоятельство также не предполагает длительной эксплуатации.

Естественно, главный критерий теории это практика. Будем ожидать окончания тестов, спада восторженной шумихи, поступления нового стандарта в розничную продажу, первых отзывов из народа. На все это может уйти до нескольких лет, и не факт, что новый стандарт приживется. Так что пока "любимый город может спать спокойно". Может, никакой революции и не состоится вовсе, во всяком случае никаких признаков революционной ситуации я пока не наблюдаю...