Tilbake til hovedsiden Sitemap

Senin Page
Снаряжение

Телемарк и Амфибия

17.03.2019

Автор: Nomad


Мне хочется рассказать одну короткую историю о том как я пришел к тому, что для телемарка можно и нужно иметь не столько фрирайдные или спортцеховые лыжи а нужна комбинация их качеств - совсем другие лыжи... Но обо всем по порядку, история про лыжи началась в 2005 году во время катания в группе с иностранными студентами по телемарку. Тогда обучение иностранных студентов происходило на выбор в любом горнолыжном обустроенном курорте мира и они могли выбрать в том числе и Кировск для обучения. Поскольку инструктор группы в тот момент был в Кировске мне удалось с ним связаться и повезло попасть в эту группу, в ней были и норвежские, финские и шведские лыжники. И вот у одного телемаркера с собой были лыжи Scotty Bob - это лыжи с ярко выраженным ласточкиным хвостом, на которых удалось прокатиться по снежному цирку. Впечатления были непередаваемые - они изумительно держали на ледяном насте на цирке и в то же время не было проблем с загрузкой внутренней лыжи - там, где меньше радиус поворота. И более того, шведский телемаркер указал на моменты неправильной стойки у меня, что позволило исправиться - подняться чуть повыше и чуть вперед для правильного баланса, за что я ему очень благодарен. Меня после того катания на Scotty Bob поразило другое - в длинных дугах ноги не были забиты вообще. Я был поражен, как же удобно и легко было делать повороты на скотти бобах....Наши ноги же тоже ассиметричные, почему бы не сделать такими же лыжи в массовом выпуске ? Целый вечер потом был посвящен не пиву а серфингу в интернете про эти лыжи... Но в стране купить за 500 евро те лыжи тогда было нереально, по крайней мере для меня, была одна надежда на появление этих лыж на барахолке в магазине SecondHand в Канте. Но там фрирайдные лыжи только только появлялись в ассортименте, это сейчас барахолка завалена моделями именитых брендов в достаточно неплохом состоянии, как спортцеха так и фрирайда с универсальными лыжами. Поиск в интернете потому уже выдал, что такие лыжи делали и Kneissl Bigfoot и Blizzard Quattro Automatic. Было понятно, что эти модели лыж прекрасно распределяют усилия при закантовке. Даже малоизвестная фирма Olin была замечена в поиске с ассиметричной лыжей Albert, потом прочитал, что даже Fisher делал ассиметричные Radarc.


Прошло время, наступил 2008 год, и одинь день катания в Кировске тоже запал мне в душу, тогда в этот день я по другому взглянул на технику и снаряжение для телемарка. Этот случай избавил меня от иллюзий по поводу фрирайдных лыж но затянул в карвинг... Погодка в том далеком 2008 году как помню была под стать апрельской - с утра буран, потом выглянуло солнышко а к обеду ударил морозец и опять налетел буран. В этом плане Кировск замечательное место по отработке технике катания на разном рельефе. Для группы, которая каталсь на Вудъявре такие условия катания были хорошим шансом отработать технику катания при разных состояниях склона, но поскольку большинство приехало кататься на фрирайдных лыжах лыжи на льду не держали и поэтому в кулуары не совались. Только мы с Бородой вышли на лыжах ручной работы из спортцеха. В этот день занятия после обеда продолжил уже Борода, а ближе к вечеру часов в 4-5, когда мы завершили занятия на склоне Вудъявр с одной группой телемаркеров я отправился в свободное катание. Была поземка, было темно но маршрут был задуман по ледяному кулуару большого Вудъявра справа, и надо сказать что на спортцеховых узких Rossignol WC для гиганта в ростовке 198 было не так страшно соваться туда, лыжи были купленны перед поездкой в Кировск в магазине Second Hand в Канте на Нагорной в Москве. Было просто непреодолимое желание попробывать эти лыжи для гиганта на льду, при катании телемарком. Поскольку был жесткий наст, температура вроде как устаканилась и правый кулуар не вызывал опасений в плане лавиной опасности и я ломанулся туда со второй очереди подъемника на Вудъявре. Задача с одной стороны была простая - удержаться на льду и отработать баланс при катании на ледяной поверхности. Дул сильный ветер, видимость была не ахти, да и изменение рельефа можно было почувствовать только ногами в момент когда появляется встречная стенка кулуара и нужно подаваться немного вперед для сохранения равновесия.

Ломануться то я ломанулся - только ощущение что там кроме меня, льда ветра и богов телемарка никого и не было... Снег превратился в ледяной наст, поземка была такая, что еле просвечивало солнце я даже не успел и глазом моргнуть как доехал до противоположной стенки кулуара. А там уже пришлось в воздухе провернуться на 180, как нас и учил Митя на 25-м километре на тренировочке... Просто так остановиться на льду казалось нереально с таким разгоном по наклоной стенке, оставалось катиться удерживая баланс и сбрасывать скорость меняя траекторию движения по льду используя иннерцию разгона. Задача была забраться вверх по склону и это удавалось сделать легонькой закантовкой лыж - так чтобы не сорваться вниз при движении по льду. Сколько тогда переосмыслил и заодно отругал себя в тот момент что дернулся в это ледяное царство, даже на Эльбрусе не было так страшно проезжая случайно попавшиеся расщелины по незнанию маршрута. Помню что повернуть на льду просто страшновато, скорость немаленькая, но и снизить скорость удалось на десятый раз, когда как мячик прокатился от стенки до стенки и остановился в середине кулуара где был еще не смерзщийся снег. За эти 400 метров больших дуг я просто осознавал, что малейшая ошибка в технике унесет меня вниз и аккуратно дозировано кантовал лыжи на льду старась уравновешивать заклоном баланс. Первые 20 метров метров спуска по льду конечно же были в поиске баланса - ни о каком контрвращении речи и не могло быть - смена ног делалсь в узком поперечном балансе и тут могли помочь только дозированные усилия. Ноги сами приняли такую среднюю стойку когда колени были всегда близко друг к другу, смена ног производилась на самом верхнем выкате кулуара и с разгрузкой вниз - тихо так, чтобы не сорваться вниз. Появилась уверенность в том что можно удержаться такки на льду и после остановки на середине кулара я уже поехал цепляясь кантами за ледок в новой , найденой стойке. Для меня это было откровение: сам себя затащил на гору и интуитивно поднялся в стойку повыше и удержался на льду - условия диктовали элементарное требование быть готовым к быстрой смене ног и поиск оптимального баланса, падение на льду даже в шлеме не из приятных. Многие скажут что гораздо сложнее поймать переходы состояния снежного покрова с подветренной и противоположной стороны когда с мягкого снега попадаешь на жесткий или наоборот. Но ничуть - попробуйте удержться на льду - это сложнее в сто раз. Многие скажут - а почему бы наверху на выкате не выскочить и не поехать далее - на что я могу только возразить, что гораздо увереннее было на кантах так "попрыгать" по кулуару чем ехать вниз по прямо без шанса остановиться. Уже внизу, доехав до подъемника, я понял, что ноги вообще не устали, они не были забиты как обычно бывает при катании по крутому склону. Несмотря на постоянные споры телемаркеров (да и что греха таить я тоже постоянно тогда доказывал) о том какая стойка важна низкая, средняя или высокая я в тот день катания по ледяному кулару задумался и решил что средняя стойка не так уж и плоха. Спасибо и лыжам Rossi - спасли как минимум от ушибов. Тот замечательный день катания привел меня к какому то способу сосредоточения на лыжах при катании и конечно же в последующие годы я старался по возможности подниматься из низкой в среднюю стойку когда колени держатся вместе а баланс находится чуть ближе вперед к пятке переднего ботинка. Надо сказать что если бы у меня были фрирайдные лыжи в тех условиях я бы просто скатился по дну кулуара вниз - удержаться в той ледяной полусфере можно было только на спортцехе. С тех пор я также продал все фрирайдные лыжи и универсалы, предпочитая катание на спортцеховых лыжах. Конечно, я постоянно занимался экспериментами с поиском баланса и такого положения тела, когда подстраиваться под рельеф приходилось все меньше и меньше изменяя высоту центра тяжести тела. Но у этой стороны медали есть и обратная сторона - я стал увлекатся карвингом, приобретая для телемарка спортцеховы лыжи в SecondHand в Канте в ростовке 165 (по FIS) что конечно позволяло делать повороты легче но кайфа от катания как на больших лыжах я не испытывал. Надо сказать, что карвинговые лыжи, да еще короткие забивают ноги в телемарке только так в путь, при разгрузке вниз работают даже те группы мышцы которые и не нужны - но карвинг этого требует. Знаете, эта тема карвинга настолько расслабляет нас, что мы разучились работать на длинных лыжах и я не исключение - но об этом далее.


И наконец, третья история посвящена первым двум, хотя и суммирует вышесказанное. Буквально месяц назад, возвращаясь с другом из Питера в Москву я заметил что он катается в Питере на лыжах Elan серии Amphibio для гигантского слалома - моделька GSX. Огромное спасибо Олегу за занкомство с этими лыжами,а позже он уточнил, что FIS запрещал сначала эти лыжи с радиусом 27 метров, потом 35 метров и разрешил наконец применять лыжи с радиусом поворота 28 метров. Ну с FIS все понятно - это бюррократизированная структруа, но про лыжи стало интересно. Для начала почему же Амфибия ? Понятно что технология для Race серии подразумевает использование и титановой пластины и дерева внутри лыжи... Для начала смотрим в Википедии и видим что амфибия (от греч. - "двоякий" + "жизнь") может означать: амфибия (земноводное) класс позвоночных животных. И второе значение: Амфибия ? транспортное средство, способное передвигаться в нескольких средах, например как по земле, так и по воде. Стал смотреть про технологию изготовления лыж, оказалось что это технология лыж с камбер и выгнутым вверх рокером. Лыжи ассиметричные - они строго левые и строго правые, и как заверяет Elan это первые в мире работающие в разных направлениях четырехмерные лыжи. Каково же было мое удивление когда я увидел эти лыжи в продаже в продаже в магазине SecondHand в Канте на Нагорной, и поскольку была возможность выкупил одну пару для телемарка в ростовке 190. Тем временем пришли и долгожданные крепления TeleBuldog 3Pin (о них тоже будет материал) и которые поставил на купленые Elan Amphibio в мартовские праздники. Ну и само собой попробовал покататься телмарком. Крепления ставил в альпийском варианте - но новичкам так делать не рекомендую - установку производить только по классике - 3Pin линия креплений должна сводиться с весовым центром лыжи. Постановка в альпийском стиле (центр ботинка = центру лыж) совершенно не мешает катанию на Амфибии, но требует также загрузки и задней лыжи - распределение веса 70% на переднюю и 30% на заднюю лыжу тут не прокатит - загрузка должна быть не более примерно 60 на 40, баланс более важен. И вы знаете друзья, после карвинговых спортцеховых лыж в первый час по ощущениям катания на Amphibio вернулся в 2003 год, когда я только начинал учиться заново телемарку. Нет я не падал вначале ни разу - было совершено непонятно как загружать эти лыжи. Но это очень приятный процесс обучения и вот практически на третий час катания к я уже привык. Ведут они себя как афмибия - низкая стойка на них утомляет, высокая стойка на них безконтрольная - лыжи про неуправляемые поэтому катание возможно только по их законам в средней стойке и это давало огромный кайф при катании. Такое ощущение цепких лыж не покидало все время - лыжу оказывается не нужно продавливать, нужно правильно выбрать положение центра тяжести при сменен ног в повороте. Они играют с тобой при смене центра тяжести - вот попробуйте по прямой на них переместить центр тяжести влево или вправо из цетралього положения - пятка лыжи начнет выстреливать или даже носок - если надавить на передок лыж. Но я рад - все таки для себя нашел тот вариант стойки один в один совпадающий с тем что я описал ранее про катание в ледяном кулуаре. Когда встегнулся в телемарк крепления и начал спуск на Амфибии я думал, что придется работать загружая лыжу силовыми методами, да и ростовка 190 на этой лыже не ощущается совсем - по ощущениям как будто на ногах лыжи в ростовке 160, настолько хорошо они позволяют выполнять проскальзывание. Проехал с акцентрированными усилиями на переднюю или заднюю лыжу - наклонами тела и закантовкой сделал вывод - нет такой вариант тут не пройдет: слишком сильно выбрасывает в следующий поворот. Но когда я загружал лыжи равномерно а менял только рассположение центра тяжести лыжи то Амфибия была управляемой - как раз то, что и искал в лыже: минимум усилий для поворотов. Поскольку лыжи Amphibio от Elan имеют ассиметричную жесткость в конструкции лыжи, это приводит к тому что работают уже другие группы мышц - через три часа катания у меня не были забиты ноги, катание было очень очень точным по дозированию усилий и нужно просто искать свой баланс при смене ног. В это март склон был вообще прикольным - и лед и много снега как укатанного так и мягкого. Хватка у кантов Амфибии из за асиметричной технологии и разных углов заточки кантов достаточно цепкая, вот сначала только я с входами в поворот ничего не понял. Получалось, что лыжа меня выбрасывает в поворот да в два раза сильнее обычной спортцеховой симметричной лыжи. А оказалось что надо не как в симметричных грузить носок лыжи а просто успевать в поворот переремещением центра тяжести, не давя на лыжу ботинком.

Короткими сопряженными поворотам ехать на Амфибии одно удовольствие, если ехать по прямой то ощущаешь себя единым целым как и говорил обе лыжи требуют загрузки - в центре лыжи, если они не загружены они стремятся зацепиться кантами за склон, настолько они цепкие. На следующий день произошло удивительное - после катания не болели те группы мышц которые обычно приятно устают - бедренные и икроножные. По "проходимости" Амфибии могу сказать что эта лыжа режет и лед так и накатанные сноубордерами неровности на склоне, можно ее смело причислить к универсальным да еще при этом сохраняется точный вход в поворот - что не от каждой универсальной лыжи можно ожидать. До сих пор не могу привыкнуть к тому, что эта лыжа с узкой классической геометрией ведет себя как карвинговая и остается гибкой при этом. Лыжи требуют от лыжника уметь перестраивать свой баланс. Не как в обычных лыжах перемещение вперед или назад - а наборот требуют навыков перемещать центр тяжести поперек лыжи, что для меня достаточно новые навыки. Эти лыжи как оказалось сами прекрасно завершают дугу поворота - как только центр тяжести проносится над лыжами ощащается "провал" внутрь поворота по внутренней лыже и "давление" закантованной внешней лыжи. Поймал себя на том, что задняя лыжа не может ехать ровно и паралельно склону - она обязательно должна быть закантована - но если происходит смена кантов то это нужно встречать уже с перенесенным центром тяжести в сторону нового поворота - иначе пятка просто "выстрелит". Я уверен, что Амфибия это идеальная лыжа для телемарка, настолько оправдались ожидания от лыжи, можно сказать что такую лыжу я искал с 2003 года, и при этом она должна быть хваткой как спортцех и легкая в катании как на ассиметричных Scotty Bob. На этих лыжах было весело кататься. Продаются точно такие же лыжи в магазине Second Hand Кант на Нагорной, лыжи я видел есть в ростовке 183 и меньше - надеюсь и Вам повезет найти свою лыжу в телемарке.


Выводы - асиметричное усиление лыжи, асиметричные рокер и ассиметричнае жесткость это замечательно для телемарка - твои лыжи как лапы амфибии цепляются за склон очень чутко и цепко. Будьте как амфибии - держитесь в телемарке крепко за склон ! Или как говорил Борода - "тупи канты" !