Tilbake til hovedsiden Sitemap

Untitled Document
Школа телемарка

Аспекты преподавания телемарка.
Начальный уровень

15.04.2006

Текст и фото Nomad

Сокращенный вариант статьи опубликован в апрельском номере журнала Ski-Style



Есть вещи, которые мешают ученикам освоить телемарк-технику и получать удовольствие от катания. Проблемы эти скорее психологического свойства. Решать их помогает методика построения урока.



Каждому - свое

У каждого инструктора своя методика обучения телемарку. Но ученики все разные, поэтому не стоит жестко привязываться к общей схеме. Надо выделить в ней ключевые моменты и относительно них строить обучение, удлиняя или укорачивая те или иные этапы в зависимости от способностей ученика.
Например, ваш подопечный освоил шаги на месте и смену ног в движении. Оцените, насколько он справляется с балансом корпуса. Если все хорошо, и палочки не заваливаются назад или вбок, переходите к сопряжению поворотов. Здесь нас ждет выбор: учить простейшему повороту контрвращением или добавить упражнения на закантовку? - Давайте ученику только то, что он может освоить. Если человек имеет горнолыжный опыт, он сам начнет невольно закантовывать лыжи.

Когда ученик от простейшего поворота контрвращением легко переходит к полноценному теле-повороту с разгрузкой вверх - надо похвалить. Пусть все занятие идет на положительном импульсе, поощряйте успехи учеников. Я помню свой первый урок у норвежского инструктора - только позитив, и никакой пятилетки за 3 года...

Левша или правша

В телемарке особенно выражена превалирующая зависимость левого или правого полушария головного мозга: на одну ногу поворот получается лучше, чем на другую. Предложите ученику сделать гирлянду со сменой ног в траверсе на проблемную ногу. Второе решение - попросите его сильнее сгибать переднюю ногу - и колено задней ноги автоматически опустится ниже. По опыту, проблема снимается за два-три занятия.

Страх скорости

Если человек раньше не катался на горных лыжах или сноуборде, то инстинкт самосохранения - тут как тут. Научите элементарному способу торможения - плугу, а также продемонстрируйте поворот махом на краю склона. Покажите правильную стойку: выдвиньте ногу вперед, объясните, что чем ниже он опустит колено задней ноги, тем устойчивее будет его позиция.
Постарайтесь определить, чего именно боится ваш ученик - высокой скорости или процесса спуска с горы? Страхи эти лечатся более пологими склонами и катанием вниз по прямой со сменой ног. Двух раз достаточно, чтобы подружиться со склоном. И еще очень важно: старайтесь заниматься в красивом и приятном месте.

Рекомендую также не сразу знакомить ученика с подъемником. Полезнее сначала просто походить "пешком". Пусть привыкнет к снаряжению, к рельефу. Вдумается.

От бедра?

Все, кто впервые встает на телемарк, делают смену ног от бедра. Как следствие - широкая разножка, а это олдскульная техника позапрошлого столетия. В Москве я часто слышал от первых своих наставников: меньше разножку, меньше разножку. Но никто не объяснял - да как же меньше? Только инструктор в Кировске открыл секрет: не работай бедрами, движение должно начинаться от колена. Просто тянись коленом задней ноги к лыже - и автоматически встанешь в правильную теле-стойку. Еще в Москве меня учили загружать голень переднего ботинка. Надо - значит надо, да и горнолыжный опыт шептал - ага, грузи. Но в Кировске показали другое: грузить надо задник ботинка под икрами, но никак не голень. Загрузка задника переднего ботинка явно отслеживается и в спортивных дисциплинах, и во фрирайде. Приучайте к этому учеников с самого первого спуска - так они быстрее получат удовольствие от катания на скорости и смогут лучше контролировать переднюю лыжу.



Вертикальная работа

Она состоит из двух четких фаз: разгрузки лыж во время смены ног перед поворотом и загрузки передней ноги в процессе ведения дуги с переходом в низкую стойку. Обе фазы динамичны - смена ног должна напоминать прыжок (на скорости может даже подбрасывать после завершения дуги, как следствие - удовольствие от агрессивного катания). Два-три динамичных сопряженных поворота радуют учеников больше, чем большие траверсные дуги. Добавляйте "агрессию" в конце занятия, когда ученик уже разогрелся и готов закипеть.
Вообще, все, что мы, инструктора, объясняем ученику, имеет смысл, только если соблюдается динамика. Для тех, кто катался на горных лыжах, важен быстрый переход от J-поворота к теле-поворотам и овладению сопряжением поворотов. Если припоздниться, то начинающий телемаркер может вернуться к горнолыжной стойке. Происходит это по двум причинам: усталость бедренных мышц и непривычность теле-стойки. Не доводите ученика до полного изнеможения! Пусть у него остаются положительные эмоции от упражнений, чтобы потом из этих позитивно окрашенных кирпичиков строить технику.

Ученикам: не бойтесь сказать инструктору, что вы устали. Медики установили, что если вы получили ударную нагрузку сегодня, то завтра вас ждет упадок сил, апатия (зато в следующие дни - творческий подъем). Если же нагрузки были распределены равномерно, завтрашний день вы встретите в бодром настроении.

Положение корпуса

Преимущество занятий с инструктором в том, что он видит ваши ошибки. У большинства одна и та же проблема: сильный наклон тела вперед, на переднюю ногу (горнолыжная привычка загружать носки). Но так "запирается" передняя лыжа, и смена ног запаздывает. На начальном уровне обучения тело должно быть перпендикулярно склону. Попросите ученика покататься с широко разведенными руками, при смене ног акцентированно поднимая заднюю ногу и ставя ее впереди себя - как шагает журавль. Постойте с ним на пологом участке - пусть поищет баланс, на месте и в движении наклоняясь вперед-назад. Если ученик настойчиво наклоняется вперед - объясните, что это надо делать только в начальной фазе поворота. Покажите все фазы медленно. Положение корпуса определяется и положением рук. Как упражнение - руки кладем на колено передней ноги, а при смене ног перекладываем их на другое колено. И еще: большинство катается, вовсе не загружая заднюю ногу - это неправильно!

Уровень же мастер-класса предполагает наклон тела к передней ноге - это связано со смещением центра тяжести вперед вызванного высокими скоростями и лучшим контролем над лыжами. Не надо смешивать уровень начальный и мастер-класса - это разная техника и работа с разными силами.

Снаряжение

В Норвегии все от мала до велика катаются на телемарке. И еще как! Думаете, у них последние модели Scarpa? Ничего подобного. Дети надевают кожаные ботинки и деревянные лыжи, на которых катались их предки. Любой олдскульный телемаркер сделает на горе нас всех, вместе взятых! Это накат, отсутствие страха скорости, чувство рельефа и чувство своего снаряжения - и все это с детства. Но на "классике" труднее кататься - приходится активнее работать, тратишь больше сил. Не каждый ученик способен сразу же поехать на "том" снаряжении в коротких сопряженных поворотах. И если есть возможность - берите лучшие лыжи (из доступных по цене), мягкие, в рост.



Концентрация внимания

Приходя на склон, ученики обычно либо слишком сосредоточенны, или слишком рассеянны. Поэтому правильно выбирайте место занятия - не слишком многолюдное. И не пренебрегайте разминкой: она подготовит не только тело, но и реакции. Можно включить в разминку упражнения на точность (например, J-поворот заданного радиуса). Пусть ученик сделает несколько свободных спусков - возможно, они подскажут вам схему сегодняшнего урока. Не стойте на краю склона и не кричите ему, когда он проезжает мимо - это некачественная работа. Берите пример с инструкторов по дайвингу - они ведут новичка за руку на любую глубину, а когда он почувствует себя уверенней, отпускает, незаметно сопровождая. Задача инструкторов - помочь ученику научиться получать удовольствие.

"Наследственность"

Заниматься телемарком приходят разные ученики. Быстрее осваивают теле-движения горнолыжники: за два-три занятия переходят к сопряжению простейших поворотов. Но, как правило, остаются проблемы с палками - при изучении новых движений руки опускаются. Отберите палки - новички должны научиться работать ногами и искать баланс.
Типичные ошибки тоже вытекают из предшествующего катального опыта. Первая: горнолыжники с большим стажем по привычке ведут теле-поворот, как в горных лыжах, - выдвигая вперед внутреннюю ногу. Объясните, что если так кататься, то по законам физики на крутяке улетишь вниз. Движения в телемарке естественнее. Как вы делаете контрвращение плечами при ходьбе? - Закручиваете тело наружу поворота. Как в боксе - коротким импульсом. Отрабатывается этот момент простыми J-поворотами. Вторая категория "опытных": сноубордеры или те, кто вообще ни на чем не катался. Таким ученикам стоит давать больше упражнений на моторику - катание по прямой со сменой ног, тут же поворот плугом на краю склона, и опять в другую сторону - смена ног. Потом от плуга - к теле-плугу.

Занимайтесь с учениками на пологом склоне. И обязательно скажите, чтобы они выдерживали паузы между сменами - не частили. Ведь пока они не почувствуют действие центробежной силы в повороте, вертикальную работу следует делать с искусственными паузами в заданном радиусе дуги. Важно поймать хоть раз в завершенном повороте действие этой силы.

Включаем голову

Катание телемарком дает больше свободы по сравнению с горнолыжной или сноубордической техникой. Но на начальном этапе все, что ему нужно - это найти баланс при смене ног и определить четкие фазы теле-поворота. Учите его мыслить по-телемарковски: встретилось препятствие - просто "меняем ногу" и едем в другом направлении. Перед спуском задайте ученику маршрут прохождения склона - его голова должна управлять ногами. Это даст качественный скачок в обучении - ученик начнет смотреть вперед. Пусть просчитывает 3-4 поворота в свободном спуске.

Вас понимают?

По типу восприятия информации учеников можно разделить на три группы - аудиалисты ("слухачи"), визуалисты и кинетики. Первым нужно больше рассказывать, объяснять упражнения более детально. Вторые смогут повторить упражнение, только когда увидят его в исполнении инструктора. А кинетики любят до всего доходить сами. На практике редко встречается чистое преобладание одного типа восприятия. И все же прислушивайтесь к ученику, расспросите, как ему лучше - показать или проехать с ним. Проверьте, что у него получается, а что нет. Спрашивайте, что ему мешает. Говорите на понятном ему языке, не заваливайте терминами. И не забывайте про позитивный настрой.