Tilbake til hovedsiden Sitemap

Senin Page
ТелеЛюди

В поисках совершенства

10.11.2006


Надежда Морозова



Всем телемаркерам, лыжникам, бордерам огромный теплый привет! И поздравления с хорошим снежным началом ноября, совпавшим с Лыжным салоном.

Долго шла к этому материалу. Точнее - материал-то был, а ощущения, что момент подходящий, не было. Теперь чувствую - пора!

Наверное, заметили, что частенько звучит среди нас вопрос-задача - как расширить ряды российских телемаркеров. Кто-то хочет, чтобы как можно людей приобщилось к этой стихии свободы, кто-то прикидывает, как на этом можно заработать, кто-то мечтает о большой и веселой тусовке...

Разные шаги предпринимаются, чтобы решить эту задачу: интернет-представительства, теле-фестивали, открытия и закрытия сезонов, точки продаж, участие в Лыжном салоне... Да, постепенно ширится круг теле-приверженцев, но как медленно... Кто-то уже готов с этим смириться - мол, телемарк никогда не станет массовым увлечением... А между тем, верный способ лежит на поверхности, нужно только задать себе правильный вопрос.

Итак, вспомните, хорошенько вспомните, что именно подтолкнуло вас к телемарку, что было решающим аргументом в пользу покупки теле-снаряжения и обучения технике? Уверена, для многих таким аргументом стало видео со спуском Мити Сидоровича (ну, или "видение" своими глазами его виртуозности). Не значит ли это, что для того, чтобы по-настоящему, всерьез и надолго увлечь, зажечь других людей телемарком, нужно показать им мастерское катание? И чем больше будет среди нас мастеров, чем ближе мы будем к совершенству, тем больше любителей зимнего отдыха будет видеть нас склонах и подумывать о смене "колес".

В этой связи хочу обратиться к событиям 60-летней давности - к истории человека, который произвел революцию в горнолыжном спорте, сделав реалистичным массовое приобщение к нему. Говард Хед не ставил перед собой целью изменить промышленность или заработать - он хотел усовершенствовать собственные способности. А когда это не получилось, нашел, что во всем виновато оборудование, и решил, что надо его апгрейдить.

Об этом человеке узнала, читая книгу Т. Питерса и Р. Уотермана "В поисках совершенства. Уроки 50 лучших компаний Америки". И, видимо, не зря Митя Сидорович выбрал (по крайней мере в прошлом сезоне катался) лыжи марки Head.

Говард Хед родился в Филадельфии в 1914 году. Вслед за сестрой, известной писательницей, решил вступить на литературное поприще, однако карьера репортера и выпускающего редактора не удалась. Более того, тест на писательский потенциал выявил его абсолютную профнепригодность. Зато его невероятные способности мыслить структурно, трехмерно, вкупе с техническим образованием, полученным в Гарварде, позволили ему успешно работать в годы второй мировой в конструкторском отделе "Глен Мартин Эйркрафт Компании", Балтимор.



Любитель веселых компаний, Говард отправился в 1946 году в ставшую для него судьбоносной поездку на лыжный курорт в Стоу, штат Вермонт. Вот его впечатления: "Я был унижен и чувствовал отвращение к тому, как плохо я катаюсь на лыжах, и, что характерно, я был склонен свалить всю вину на эти длинные, неуклюжие деревянные лыжи. По пути домой я поймал себя на том, что хвастаюсь перед военным офицером, сидящим рядом, что могу сделать лыжи намного лучше деревянных из материалов, которые используются в авиастроительной промышленности". Позже Хед замечал, что знай он тогда, что ему придется потратить на это четыре года и сделать 40 моделей лыж, он бы оставил эту затею.



Уволившись из "Мартин" и прихватив выигранные в покер 6 000$, он арендовал комнату в Балтиморе, оплатил оборудование и материалы, необходимые для воплощения в жизнь задумки, которая позволила бы ему достойно выглядеть на склоне, - лыж в виде "металлического сэндвича", состоящего из двух слоев алюминия и центрального наполнителя из пористой пластмассы.

А сейчас внимание: описание ПРОЦЕССА, позаимствованное из журнала Sports Illustrated - специально для главного экспериментатора нашего проекта Серёги Соколова ...



Чтобы обеспечить плотное соединение этих материалов, нужно было добиться определенного давления и нагрева. Для этого Хед разработал особую технологию: чтобы обеспечить необходимое давление, составляющее 15 фунтов на квадратный дюйм, он поместил форму для лыж в огромный резиновый мешок и откачал оттуда воздух через трубку, подсоединенную к компрессору от старого холодильника (компрессор был переделан таким образом, чтобы он работал не в режиме нагнетания, а в режиме всасывания воздуха). Для обеспечения требуемой температуры нагрева Говард Хед сварил стальной резервуар (в виде небольшого гроба), наполнил его моторным маслом, сцеженным из картера автомобильного двигателя, и, использовав две керосинки для туристов, приготовил дурно пахнущее варево, нагрев его до температуры 350°С. Затем он загрузил резиновый мешок с формой для лыж в резервуар с кипящим моторным маслом и уселся в кресло в ожидании результата.



Спустя шесть недель из удушливой вони и дыма на свет Божий появились первые шесть пар лыж, изготовленных собственноручно Говардом Хедом. Прихватив их, Хед снова отправился в Стоу, решив предложить их на пробу кому-нибудь из профессиональных лыжников. Чтобы испытать новые лыжи на изгиб, инструктор воткнул конец одной из них в снег и попытался изогнуть ее. Лыжа тотчас же сломалась. Та же участь постигла все остальные лыжи. "Каждый раз, когда ломалась очередная лыжа, у меня внутри что-то словно обрывалось", - вспоминает Хед.

Неудача не остановила Хеда. Он принялся за работу еще основательнее. Каждую неделю он отправлял на испытание новую, усовершенствованную пару лыж Нейлу Робинсону, лыжному инструктору в Бромлее, штат Вермонт, - и каждую неделю тот отсылал поломанные лыжи обратно. "Если бы я знал тогда, что мне понадобится изготовить 40 пар лыж, прежде чем у меня получится что-то стоящее, я, наверное, сразу же отказался бы от этой затеи, - говорит Говард Хед. - Но, к счастью, мне почему-то каждый раз казалось, что следующая пара лыж наверняка окажется удачной".



В течение трех зим было сделано немало усовершенствований: стальные кромки, клееная фанера в качестве сердцевины (для дополнительной прочности), пластмассовая скользящая поверхность для снижения коэффициента трения... И вот морозным днем 1950 года Хед стоял в ущелье Таккермана, штат Нью-Гемпшир, наблюдая, как лыжный инструктор Клиф Тэйлор носится на огромной скорости по склону горы, выписывая невероятные кривые. На ногах у него была последняя модель лыж Говарда Хеда.
- Ваши лыжи, мистер Хед, - настоящее чудо, - воскликнул Тэйлор, подкатив к Говарду Хеду.
- В глубине души я знал, что обязательно добьюсь этого, - ответил тот.



По-моему, эта история ярче всяких слов. Личное совершенствование и упорство должны стать маяками на нашем пути - пути приобщения к внутренней и внешней свободе, которую дарит телемарк.

Успехов всем нам!