Tilbake til hovedsiden Sitemap

Профилактика
ТелеГид

Выбор универсальных лыж и проблемы установки креплений.


08.12.2006

Сергей Соколов



Забежав в очередной раз в "Триал" и увидев случайно затерявшуюся в загашниках пару огненных "Dynastar Big Trouble" (186 см, 124 - 92 -114, R=23 метра), было принято довольно мучительное, но немедленное решение о покупке. И это несмотря на наличие фрирайдно - парковых фан - карверов исключительного качества "Extrem Sweet O" (174 см, 131-82-117, R=12 метров) и целинных мягких "K2 Work Stinx" (181 см, 128-89-112).

Причины данного решения:

1) Идеальная геометрия, конструкция и ростовка для катания в Хибинах на самых различных покрытиях и склонах;
2) Убийственная цена на модель прошлого года (при скидке 60 процентов), уничтожившая все мечтания о покупке мелкосерийных аналогов вроде "Extrem Patriot" или "DP Wailer". Именно поэтому решение было нелегким;
3) Отличные отзывы на www.ski-review.com, www.backcountry.com, Powder Magazine Skier's Choice 2007, собственные наблюдения за поведением данных лыж;
4) Консервативность и брутальность конструкции (классический сэндвич с деревом и листами металла);
5) Внушающая трепет стабильность прохождения раздолбонов и врожденный пофигизм к смене покрытия. Им просто наплевать.
6) Спокойная раскраска без надписей и сцен оторванной жизни молодого поколения;
7) Возможность прямолинейных прострелов по раздолбону и застругам на плоских лыжах без явных скоростных ограничений;
7) Философия модели, полностью совпадающая с желаниями и характером катания.

Серьезные, очень серьезные лыжи. Я даже просил гидов отговорить меня от покупки. Однако Дмитрий Сидорович сразу выразил восхищение, а Игорь Загвоздин произнес фразу, после которой последние сомнения растаяли: "Это лыжи, на которых уже поздно бояться:.."
Смею заметить, что после "Extrem Sweet O" телемаркера сложно чем-либо испугать. Мягко говоря, я более не являюсь поклонником катания вне трасс с оторванной пяткой на коротких жестких лыжах с радиусом 12 метров. С медицинской точки зрения это дурдом и никто меня уже не убедит в обратном. Философию "Zag" я больше не разделяю. Наличие широких и длинных склонов, куча кулуаров с застругами, льдом и коркой поверх целины привело в конце концов к покупке больших, умеренно жестких, бескомпромиссных фрирайдных лыж с универсальной геометрией и неизвестным скоростным пределом. Несколько жестоких уборок на высокой скорости из-за перегруза передних лопат также сыграли большую роль. Кроме того, я поменял свои представления о правильном положении теле - крепежа и прикольности коротких лыж. Прикольны они до вполне определенного скоростного предела либо в городе. Теперь я согласен с некоторыми уважаемыми людьми с сайта www.telemarktips.com, что:
1) Чисто для карвинга, т.е. автоматического выполнения поворотов, крепеж стоит ставить по методу "Центр плюсны стопы на центр скользящей поверхности". Что абсолютно логично, если пораскинуть мозгами. Либо по альпийской риске для центра ботинка (без учета длины утиного клюва), что практически то же самое. Либо сдвигать ботинок примерно на 1 см вперед от данной риски. См. комментарии к таблице установки крепежа. Именно так (от альпийской риски) ставят крепеж Игорь Загвоздин и Дмитрий Сидорович. А катаются они ВЕЗДЕ на одних и тех же лыжах. Т.е, их теле- и альп - крепеж сдвинут на 1 см вперед от альпийской риски на центр ботинка. Не забудьте выкинуть нахрен из расчетов длину утиного клюва теле - ботинка, который нахрен ничего не значит при агрессивной технике катания. Забудьте о линии 3 Pin! Это олдскульно - целинная точка отсчета. Мы давим не этой линией, а центром плюсны. Врубиться в это совсем не сложно. Крепеж, который давит на лыжу линией 3 Pin, на основе некоторого опыта, предлагаю нагреть до состояния высокой пластичности, свернуть в трубочку и после охлаждения засунуть туда, куда Вам позволит фантазия. Производителю, если встретите, можно засунуть без охлаждения. "Кобра" и "Линкен", например, такой фигни себе не позволяют. "Hammerhead" и "Bomber" тоже. Мне был известен забавный крепеж, который пытался давить на лыжу носком ботинка, а не плюсной, но и он теперь сильно изменился, сместив линию приложения давления на 2 см назад.
2) Для раздолбона я бы рекомендовал ставить крепеж тем же методом, но не сдвигал ботинок вперед, как Митя и Игорь (им класс катания позволяет), а даже сдвигал на 1 см назад в целях безопасности. Конечно, скорость входа в поворот на обычных склонах и управление на льду несколько пострадают, но вероятность сохранения целостности грызла лица увеличится. Для жестких лыж с экстремальным боковым вырезом данный совет является настойчивой рекомендацией. Самая жестокая уборка случилась при попадании сильно нагруженной лопаты в скрытую ратраком яму более мягкого снега. На длинных лыжах с нормальной геометрией и длинными носами последствия были бы на порядок легче.
3) Для целины я бы устанавливал крепеж аналогично закладным "К2", т.е., примерно на 2, 5 см назад от точки "Центр плюсны на центр скользящей поверхности)
Почитайте оригинал метода на TelemarkTips с названием "Locating an Optimal Position for Mounting Free-heel Bindings". Однако имейте в виду, что данная установка подразумевает довольно хитрые и точные измерения, которые стоит выполнять только для себя, любимого. Кроме того, при данном методе установки положение ботинка сдвигается вперед от обычного "олдскульного" положения "Pin Line on Chord Center" в среднем на 15-25 мм вперед. Куча народу ставит крепеж именно этим простым старым способом. Я его считаю немного странным с точки зрения геометрии и логики. Точка приложения силы к лыже в абсолютном большинстве случаев находится под центром плюсны стопы (примерно в 7,5 см от начала ботинка размером "Mondo -275" без учета длины утиного носа).
Действительно, для того, чтобы осуществить поворот без приложения дополнительного вращательного момента в горизонтальной плоскости, длина канта спереди и сзади от линии приложения силы должна быть одинакова, либо даже чуть-чуть короче спереди для сверх - легкого входа в поворот.
Мне теперь кажется, что установка крепежа методом "Pin Line on Chord Center" применима исключительно для целины, когда теоретически возможна загрузка лыжи снегом от самого кончика носа. Говорят, данный способ популярен, так как является сверх - простым, особенно для мастерских и магазинов, коим неинтересно осуществлять сложные замеры Вашей стопы, скользячки, учитывать длину Вашего конкретного ботинка, искать центр Вашей плюсны и затем все это совмещать довольно хитрым способом. Вот только признайтесь себе честно, что вы не живете в Мекке целины вроде Западного Побережья США и вряд - ли носы Ваших лыж будут ежедневно ощущать мощную загрузку свежим снегом. Чуваки с Тихоокеанского Побережья действительно могут забить на довольно сложные замеры и ставить крепеж старинным способом под свою почти ежедневную целину.



Эффективную длину скользящей поверхности я замерял кредитной карточкой, прилагая давление на центр лыжи. Данное давление уничтожает погрешности от прогиба и позволяет наиболее точно определить длину эффективной (плоской) скользячки на абсолютно ровном покрытии. Центр плюсны самой стопы (длиной 27 см) оказался примерно в 6 см от кончика большого пальца, что на ботинке размера "Мондо 275" (30 см внешнего пластика) находится примерно в 7,5 см от носа (не утиного клюва, а носа!). Вертикальная проекция от центра эффективной скользячки на центр плюсны и есть обычное "карвинговое" положение крепежа, практически полностью совпадающее с рекомендованным положением альпийского ботинка. Т.е, положение центра теле - ботинка (без учета длины утиного носа) практически совпадает с рекомендованной производителем лыж местом установки центра альпийского ботинка. Судя по замерам, проведенным на теле - лыжах "К2", закладные установлены строго для целины, а именно примерно в 25-28 мм назад от "карвингового" положения крепежа. Внизу приводится таблица замеров для 4-х положений моего крепежа. Все установки базировались на точке отсчета "Центр плюсны на центр плоской скользящей поверхности".


Длина плоской скользячки от носа до центра плюсны
Длина плоской скользячки от центра плюсны до хвоста
Общая длина плоской скользячки


"Extrem Sweet O" 70 см 73 см 143 см

Комментарий:
Перебор даже для городского карвинга. Опасно. Имел несколько страшных полетов из-за ловли кантов огромными передними лопатами и сумасшедшего радиуса лыж. В целине лыжи вообще никакие (в режиме фрихилл), не спасает даже сверх - задняя стойка. Буду сдвигать крепеж на 1,5 см назад, что приведет установку центра ботинка строго к альпийской риске "Ride". То, что я научился быстро ездить при данном положении крепежа, совершенно не значит того, что крепеж установлен правильно. Как я уже говорил, Игорь и Дмитрий катаются с установкой (+ 1) см. Однако, существуют три серьезных отличия:

1) Их лыжи "Head Mad Trix Mojo" - в рост, мои - рост минус 6 см;
2) "Хеды" имеют радиус 21 метр, "Экстримы" - 12 метров;
3) "Хеды" мягче в носах, чем "Экстимы"


"K2 Work Stinx" 78,5 см 82,5 см 161 см
"K2 Work Stinx" по закладным 81 см 80 см 161 см

Комментарий:
Установка крепежа в положение "карвинг" на "К2" была выполнена с некоторым фанатизмом из-за сверхмягких носов. Из-за данной установки наблюдались неожиданные проблемы с всплыванием носов в целине и трудности с резким опрокидыванием тела в заднюю стойку. Длинный хвост просто не позволял садиться на пятки. Однако, поведение лыж на обычных склонах стало более чем приятным. С покупкой "Big Trouble", необходимость в "карвинговом" положении крепежа на целинных лыжах отпала, и крепеж будет возвращен к закладным.

"Dynastar Big Trouble" 78 см 77,5 см 155,5 см

Комментарий:
Положение крепежа сдвинуто на 1 см назад от альпийской риски центра ботинка. Первый тест на 700-метровом городском склоне показал исключительные характеристики лыж: удивительную всеядность, стабильность и скоростные качества. Для городского склона (они там не нужны) и карвинга я бы сдвинул крепеж вперед на 1-2 см. Но крепеж изначально ставился в "универсальное фрирайдное" положение.
Отзывы о поведении лыж в горах будут размещены дополнительно после тестов на различных видах покрытия, включая целину. Кроме меня лыжи будет тестировать Дмитрий Сидорович. Ощущения от своего первого теста описывать не буду. Они восторженные. Скажу одно: я нашел СВОИ лыжи! Эти лыжи серьезнее, чем инфаркт! Тестеры говорят, что по ходовым характеристикам они сильно смахивают на 'Seth Vicious' и 'Voelkl Gotama'. И что на них надо работать ногами, чтобы получить отдачу. И что на них трудно упасть, когда уже давно пора. Подтверждаю.

Заметьте, что полноценные твинтипы съели по 30 сантиметров длины эффективной скользячки, вместо 20 см у К2. Т.е., недетский твинтип 186 см в реальности является аналогом лыжи 176 см.

И самый неприятный вывод:
Универсального положения крепежа для любых условий я не нашел. До тех пор, пока теле - крепления не будут иметь возможности быстрой продольной регулировки своего положения в значительных пределах (0-30 мм), геморрой с установкой сохранится. Как и необходимость применения метода "научного тыка" для каждого конкретного случая. "Линкен", кстати, прилагает шаблон различной установки именно в таких пределах, от 0 до 30 мм назад.

Удачи вам с поиском своего "Sweet Spot"!

/p>