Tilbake til hovedsiden Sitemap

>Карпаты 2007
ТелеГид

Выбор снаряжения для телемарка

05.02.2007


Cергей Соколов



Содержание:

Введение
Крепления:
'Linken'
'7tm'
'Voile Hardwire'
Рецепт идеального крепежа
Лучшие модели крепежа:
'Bombers'
'Rottefella Cobra R8'
'Hammerhead'
Общие замечания по выбору снаряжения
Универсальный набор снаряжения
Примеры подходящих 'all mountain' твинтипов:
'Salomon Pocket Rocket'
'Salomon T-Gun S-Lab'
'Salomon T-Gun'
'Salomon Scratch'
'Head Mad Trix Mojo'
'Head Mojo'
'K2 Hippy Stinx'
'K2 Seth Vicious'
'Dynastar Big Trouble'
'4FRNT MSP'
'DP'
'BD Havoc'
'Armada ARV'
'Line'
'Extrem Patriot'
'Extrem Big O'
'Voelkl Mantra'
'Voelkl Gotama' (big mountain)
'Stoeckly Snake BC'
Почему твинтипы
Примеры подходящих 'all mountain' лыж:
'K2 World Piste'
'K2 Instinx'
'Karhu Jak'
'Karhu Jak BC'
'Karhu Jil'
'Atomic Sugar Daddy' (big mountain)
'Atomic Tele Daddy' (big mountain)
'АК King Salmon'
'AK No Ka Oi'
'Dynastar Legend 8800'
'Dynastar Legend Pro' (big mountain)
'K2 Phat Luv'
'K2 Apache Chief' (big mountain)
'Rossignol T4' (B3)
'Lactoix Authentic'
Почему талия 90 мм
Почему радиус 20 метров
Почему не выше средней жесткости
Почему 'round fleх'
Почему фрирайдные лыжи
Почему 'Scarpa T1'
Установка крепежа
Список снаряжения организаторов и участников январской школы
Источники информации

Введение

Как недавний новичок, грохнувший чертову тучу денег на снаряжение и перевернувший после этого Интернет наизнанку, считаю необходимым поделиться информацией, которая позволит избежать ошибок при теле- шоппинге. Начнем с самой больной темы в прямом и переносном смысле.

Крепления

Как известно, крепления для телемарка подвержены колоссальным нагрузкам ввиду значительно меньшей, по сравнению с альпийскими, площадью контакта. Кроме того, присутствуют мощные рычаги в виде системы ваеров/платформ и ботинок. Учитывая вес тела, динамические перегрузки, собственную активность креплений, достигающую 80 фунтов у 'Hammerhead' в позиции '5', легко представить разрывные нагрузки, действующие на наш бедный крепеж. Базируясь на собственном опыте и поломках у знакомых, хочется замочить некоторых производителей, использующих 'странные' конструктивные решения и технологии при разработке и производстве крепежа. А некоторые дизайнерские идеи и их воплощения приводят в откровенное недоумение.

'Linken'

Имеют максимальную торсионную жесткость и низкую активность (слабо сгибают ботинок). Ощущения не вполне соответствуют инструментальным тестам. После 'Cobra' активность 'Linken' кажется близкой к нулю, хотя измерения американцев показывают сопротивление сгибу ботинка до 36 фунтов (у 'Сobra R8' можно достичь 56 фунтов). Порваны как фольга обе платформы носовых модулей (сделанных из дюралюминия), треснули 2 блока натяжения пружин (сделанных из силумина), сломана одна лягушка (произведение порошковой металлургии), сломался и вылетел пластиковый вкладыш из второй лягушки (очень тонкие пластинки). Благодаря хорошей гарантийной поддержке все детали заменены дилером. Однако, уже на новой паре появились две небольших трещины на платформах носовых модулей и снова сломан пластиковый вкладыш лягушки.

Все мои остальные изделия класса 'outdoor', произведенные в Норвегии, светятся качеством и надежностью за километр. То, что можно простить китайцам, нельзя простить Вам. Либо производите крепления в Китае и продавайте по китайским ценам, либо меняйте материалы и технологии. Кстати, я обнаружил, что цены на 'Linken' сильно упали в США и Европе, что смахивает на ликвидационную распродажу.

По моему мнению, существует единственная 'платформенная' альтернатива 'Linken' в виде 'Bombers', которая позволит испытать схожее ощущение при постановке на кант. За это я люблю данный крепеж. Еще за то, что он расстегивается при уборках и автоматическое встегивание.

Однако, неплохо бы, мягко говоря, внести следующие изменения в дизайн:

1) Платформа носового модуля должна быть сделана из высококачественной стали, а не дюраля. Данная проблема озвучена уважаемыми изданиями.

Почему: Исключительная торсионная жесткость данного крепежа и малый ход пружин приводят к зверским пиковым нагрузкам, действующим на боковые части носового модуля (особенно со стороны внутреннего канта). В результате он начинает трещать как лист жести, который рвут в противоположные стороны. В данном случае отсутствие поперечного люфта пятки является убийцей носового модуля. Боковые нагрузки передаются жестко без какой-либо амортизации.

2) Лягушка должна быть кованая, а не отлитая и запеченная методом порошковой металлургии. Производитель это хорошо знает, так как прислал мне 3 запасных, о чем я даже не просил. Две из них я уже сломал.

3) Пластик - вкладыш лягушки должен быть толстым, пластичным и морозоустойчивым.

4) Блок натяжения пружин должен быть выполнен из чего угодно, только не из силумина вторичной переработки.

5) Малый ход пружин в пяточном модуле и ее малый диаметр является второй причиной поломок носового модуля. Толстая пружина с большим ходом спокойно гасила бы ударные продольные нагрузки, не доводя дело до передачи всех 100 процентов 'тяги пятки' на носовой модуль, что происходит при отсутствии свободного хода пружины. Низкая активность данного крепежа приводит к тому, что большинство пользователей затягивают пружины до предела, что полностью уничтожает свободный ход и приводит к их 'складыванию', т.е.добавляет ударные нагрузки и по продольной оси.

Ссылки производителя в частной переписке на дороговизну производства крепежа из более прочных материалов и разработку нового дизайна меня не трогают совершенно, так как цена крепежа пару лет назад была просто сумасшедшей. Мне жаль, что маленькая фирма вложила 900 000 долларов в дизайн и не получила на выходе надежного изделия.

Из семи известных мне пар 'Linken' у четырех были порваны носовые модули, а у пятой пары трещат потихоньку в данный момент. После поломки своей третьей пары чувак экспертного уровня (швед на SB 'Fat Bastard' из клипа 'Tele - Off Piste' на нашем сайте) попросил вернуть деньги взад и купил 'Hammerhead'. Я решил доломать вторую пару и купить 'R8' либо те же 'Hammerhead' . Интересно то, что 'Linken' у Дмитрия Сидоровича и Михаила Власова живут и здравствуют, за исключением блоков натяжения пружин у Дмитрия (изготовили из стали за 150 рублей). Возможно, жесткость моих лыж также внесла свою лепту. Митя не очень доволен низкой активностью. Все трое согласны с тем, что на 'Кобрах' и 'Хаммерхедах' катать проще из-за высокой активности данных моделей.

7tm

Господа, Дмитрий Сидорович порвал нити 'не рвущегося' супер - волокна в языке:: как бы ее назвать поприличнее:.. псевдоплатформы. Торсионная жесткость крепежа выпуска 2005 года меня совсем расстроила. С активностью Вы, вроде, уже разобрались в новых моделях, передвинув линию приложения давления на пару сантиметров назад. Очень умная идея. Видимо, торсионная жесткость при этом также возросла. А вот боковые лепестки перемычки (моста) испортили мне рант, продавив его по бокам по самые нехочу. Притом, сталь носового модуля внушает искреннее уважение. Такую бы сталь да на 'Linken':: А вот отсутствие нормальной плоской опоры под пяткой меня напрягает, как и надежность крепления ботинка (мои регулярно вылетали).

Я согласен с тем, что Ваш крепеж теоретически может спасти от некоторых переломов, растяжений и т.п., как и увеличить шансы в лавине. Кроме того, он может спасти от пренеприятного удаления отстегнутой лыжи на пару километров ввиду наличия скистопов.

Voile Нardwire (желто-серые прошлых лет выпуска)

Чуваки, почему Вы не захотели вставить внутрь пластиковой платформы промежуточную металлическую пластину, как у 'Cobra'? Кто из вас додумался крепить носовой модуль сквозь трехсантиметровую платформу напрямую к лыже? Я имел возможность наблюдать уборку Николая Сенина из-за того, что он вырвал с мясом носовой модуль из лыжи, разворотив пластиковую платформу в клочья. Никакой металлической пластины я там не увидел. Не веря своим глазам, внимательно рассмотрел данную деталь, после чего впал в глубокий ступор. Совершенно не понял, зачем придумывать свой велосипед, удаляя при этом жизненно важные детали, если дизайн давно придуман и испытан другими. Вы уж извините, но данное изделие показалось мне дешевой внешней копией 'Кобры' (причем внутренности и технологии скопировать не удосужились). И почему уши ваеров не сделать достаточно прочными? Проблемы с сопроматом? Или уже исправили в новой модели? Другой крупный чувак (Сергей из весенней школы) нехило убрался из-за того, что 'ухо' ваера разогнулось на полных ходах. Во время прошедшей январской школы худенький и аккуратный Сергей Кубли вырвал переднюю платформу с мясом. Наконец, 28 января при катании на 25 км Андрей Рождественский тоже разогнул ухо ваера. Есть информация об аналогичных поломках у других российских телемаркеров. Михаил Власов постоянно поправлял разогнутые дужки после недели катания. Итого, пять сломанных 'Hardwire' из пяти увиденных лично. Ребята, вы в моих глазах переплюнули всех остальных.Искренне хочется верить, что новые модели (черно-серебристые) полностью избавлены от перечисленных недостатков.

В итоге за один год я узрел 14 поломок в теле - креплениях. Учитывая мизерное количество телемаркеров в России, данная статистика приводит к чувству вполне обоснованной тревоги.

Рецепт идеального крепежа

Понятия не имею, в чем сложность для производителя поставить перед собой следующее производственное задание и выполнить его качественно:

1) Стальной, либо очень прочный легкосплавный носовой модуль (лучше цельный стальной) с большой площадью опоры для ботинка и достаточно большими щеками;

2) Место сгиба крепления должно соответствовать месту сгиба современных жестких ботинок (некоторые существующие на рынке модели креплений разрабатывались для старых ботинок, которые гнулись значительно ближе к носу);

3) Стальная перемычка (мост) носового модуля;

4) Прочная лягушка;

5) Большая площадь крепления к лыже;

6) Большой пяточный модуль, так как торсионный люфт присутствует у всех креплений (кроме мизерного у платформенных) и ботинок, а пяткой мы тоже давим. Поэтому, размер имеет некоторое значение;

7) Прочные ваеры либо платформы;

8) Здоровые картриджи - пружины с большим ходом;

9) Достаточно высокая активность (мне уровня затянутой 'Cobra R8' достаточно выше крыши, 'HH' в позиции #4 показался перебором, но многим нравится еще больше - Майкл например);

10) Высокая торсионная жесткость;

11) Надежность.

Крепеж в целом должен соответствовать здоровым лыжам, приличному весу, жестким ботинкам, агрессивной технике и превышать деструктивные возможности райдера. Т.е., райдер не должен ломать крепеж даже из-за собственных ошибок в технике, борьбы с лыжами и избыточного количества дурной силы. Не должен! Крепление, ломающееся само по себе на ходах, представляет большую опасность, чем надежное 'Non-releasable'.

Лучшие модели крепежа

На собственном опыте убедился, что цена не является определяющим фактором определения качества телемарк - крепежа. Как показала практика, даже дорогие изделия не спасают от поломок и бредовых технических решений. Поэтому, к великому сожалению, на данный момент только 3 модели представляют личный интерес (остальные не подходят по разным причинам):

'Bombers'.

Ну, что тут объяснять:.. Вещь в себе. Самый жесткий, крепкий, дорогой. Три уровня активности. Третий уровень активнее 'R8'. Сменные картриджи различной жесткости. Присутствует возможность установки адаптеров (платформ) на несколько пар лыж и легкого перекидывания крепежа между парами. Относительно тяжелый (хотя, ну какая разница для спускового крепежа?). Зверская штуковина. Самый красивый. Адаптеры позволяют продольную регулировку, что очень, очень хорошо. После написания статьи прочитал на www.telemark.ru, что Валентин Смирнов переломал свои Bombers где только можно. Имейте это ввиду и обращайтесь к Вале за подробностями.

'Rottefella Cobra R8'.

Классика жанра, карвингово - фрирайдная 'bomb-proof' машина, как пишут американцы с www.telemarktips.сом. Обладает максимальной торсионной жесткостью из 'тросиковых', хотя у 'Кобры' толстый стальной прут, а не витой трос. Здоровые картриджи- пружины с большим ходом, стальной мост, самая большая площадь опоры под ботинком, большая площадь крепления к лыже, промежуточная стальная пластина внутри карвинговой платформы. Активность доходит до 56 фунтов. Практически все встреченные скандинавы - фрирайдеры катались на 'Кобрах'. У меня есть одна пара. По совокупности активности, торсионной жесткости и качеству материалов мочит практически всех, кроме соседей по списку. Пока не ломается, хотя крепежу уже лет 5. На этой паре катался еще Дмитрий Сидорович, а его техника известна. Не очень подходит для многодневного туринга из-за высокой активности. В предыдущей статье указана недостаточная активность 'Кобры' - это явная описка, так как 'Кобра' - олицетворение активного крепежа. А 'R8' так ломает ботинки, что мало никому не покажется. Для бэккантри существует 'Cobra R8 Tour', которая не уступает обычной в спусковых качествах (по утверждению производителя и некоторых уважаемых изданий). Мне 'Кобра' в работе нравится настолько, что за год не смог найти ни одного изъяна, кроме затрудненного встегивания. Даже большой 'rocker launch' на старой модели (без пластиковой накладки - компенсатора на носовом модуле) нравится, так как позволяет пружинить и подскакивать в воздух для смены ног. 'Кобра' провоцирует на активный стиль, полностью соответствует здоровым лыжам, большим чувакам и самым жестким ботинкам . Данный крепеж предназначен для любых, в том числе очень тяжелых условий катания.

Американцы с www.telemarktips.com, кстати, подтверждают: 'When conditions become tough, 'Cobra' is reliable favorite among all other bindings'. (Возможно, они немного слукавили, так как существует еще 'Hammerhead'). 'Кобра' больше провоцирует на всякие безобразия по сравнению с очень правильным 'Hammerhead' ('HH'). Встегиваться труднее, чем в 'HH'. Нагрузка по ощущениям гиперболическая, в отличие от линейной у 'HH'. Активность соответствует 'HH' в положении '3'. В целине полезно уменьшить натяжение пружин. При уборках не очень хочет отпускать ботинок (обратная сторона активности и надежного крепления ботинка лягушкой). Активация нагрузки происходит не сразу. Ввиду приличного 'rocker launch', пружины сначала тянут пятку вверх примерно на 3 см, потом наступает нейтральный промежуток (величина которого зависит от настройки пружин), затем наступает фаза резкого роста активности. Мне очень нравится. Но многим больше понравятся 'Hammerhead' с их линейной характеристикой активности от самого нуля.

Примечание:

После написания статьи узнал от московских коллег, что российские дилеры 'Rottefella' подняли цены на 'Cobra R8' на 80 (!) процентов. Слух о причине данного повышения мне известен, но озвучивать его не хочу. Он не имеет никакого отношения к самому изделию.

Однако, некоторый результат уже достигнут:

Ни наша команда, ни наши ученики в кошмарном сне не додумаются теперь купить 'Cobra R8' у Российского дилера за 300 долларов вместо прежних 175. Потому, что существуют альтернативные источники приобретения и сильнейший конкурент в виде 'Hammerhead', который с доставкой в Россию обходится на 44 (!) процента дешевле. Притом, 'Hammerhead' поставляется нам в течение 3-х недель напрямую от производителя, проходя обычное таможенное оформление.

Один из двух абсолютных лидеров моментально перешел в разряд аутсайдеров.

Браво, господа! Мини-харакири, да еще с подачи конкурентов - это круто.

Ребята, вы точно уверены в правильности своей новой ценовой политики, каковы бы ни были ее причины? Пусть даже на таком ничтожном рынке, как теле - крепеж?

Ваш крепеж на голову превосходил всех остальных до прихода 'Hammerhead'и был нашим любимым. Теперь же любовь будет обходиться неоправданно дорого.

'Нammerhead'

Большинство американцев (и не только) сходятся на том, что 'HH' - самое универсальное, активное и надежное крепление в мире. Цельный железный носовой модуль, здоровая пружина с ходом 2 дюйма, очень легкое встегивание, большая площадь крепления к лыже, 5 позиций активности (в действительности есть еще и шестое - без штифта). 300 тестеров имели крепеж во все детали в течение трех лет до выпуска окончательного варианта в серию. Наша команда пока не смогла найти изъянов. Лично мне данный крепеж нравится чуть-чуть меньше 'Кобры' потому, что ваеры идут под подошвой ботинка, а не сбоку. Т.е., 'Hammerhead' немного проигрывает 'Кобре' в торсионной жесткости при прочих равных условиях (по крайней мере, в положении '3'), что подтверждено инструментальными тестами американцев, да и обычным 'домашним' веером векторов. При этом, 'Hammerhead' выигрывает в универсальности, активности в положениях '4' и '5' , равномерности нагрузки и, по слухам, даже в надежности. Но вкусы у людей разные. Поэтому 'коброрайдеры' не всегда имеют вторую пару в виде 'Hammerhead'. Несомненно, это супер - крепеж. Видимо, действительно лучший в мире.

Общие замечания по выбору снаряжения

Профи поедет на чем угодно и порвет любителя на любом олдскульном комплекте. Однако, я теперь уверен, что именно новичкам и 'продвигающимся' необходимо сразу покупать хорошее снаряжение, позволяющее значительно облегчить обучение и ускорить прогресс. Практика показала, что ботинки, крепеж и лыжи имеют БОЛЬШОЕ значение именно на начальных этапах. Большинство современных 'all-mountain' лыж вроде клонов 'Pocket Rocket' (по геометрии и назначению) прекрасно подойдут новичку так - же, как жесткие ботинки 'T1' и наиболее активный крепеж вроде 'Hammerhead' или 'Cobra R8'.

Загвоздин написал разок: 'Стать фрирайдером по образу жизни за 2-3 активных сезона можно, а вот технически вряд - ли.' Могу добавить, что стать фрирайдером со свободной пяткой значительно сложнее, а на несоответствующем снаряжении очень трудно.

Так что, покупайте только проверенное и рекомендованное снаряжение, раз уж пришли к этому извращенному стилю по своей воле. В телемарк - индустрии нет ни дешевых пластиковых ботинок, ни креплений 'для начинающих', ни каких-то мифических 'лыж на первый сезон'. Качественные 'all mountain' лыжи стабильны в очень широком диапазоне и прощают многое по своей природе, так что нет никакого смысла покупать нечто 'на первый год'. Тем более, что на распродажах можно схватить супер - лыжи прошлых сезонов за 40-50 процентов от стоимости аналогов с новой раскраской.

Не забудьте после покупки притупить по 10 см кантов на обоих концах, долго объяснять причины. Даже Митя Сидорович притупляет. Спросите учеников прошлой школы, они популярно объяснят.

Я лично отказываюсь понимать дилеров и советчиков, которые пытаются впихнуть новичку нечто, произнося что то вроде: 'На первый год это самое то, а вот потом:::.' Что будет потом я Вам скажу: 'Вы грохните еще 1100-1500 баксов за действительно стоящий комплект, а свой первый продадите, потеряв половину его стоимости'. Это 'потом' лично у меня наступило на 19-й день катания.

Для справки: 'Свои' крепления я нашел с третьей попытки ('Cobra R8'), мега-универсальные лыжи тоже с третьей ('Dynastar Big Trouble'), ботинки со второй ('Scarpa T-Race').

Итого, за первые 19 дней катания можно было сэкономить (если бы хотел только один комплект):

1) Лыжи мягкие целинные 'K2 Work Stinx' - 340 долларов со скидкой

2) Фан - карверы 'Extrem Sweet O' - 400 евро со скидкой

3) Ботинки средней жесткости 'Scarpa T2' - 230 долларов (продал за полцены)

4) Крепления 7tm - 150 долларов (продал за 40 % цены)

5) Разница в цене вторых креплений ('Linken' и 'Cobra') - 125 долларов

Итого: 1370 долларов

Оно Вам надо?

Универсальный набор снаряжения

На данный момент я пришел к следующему универсальному комплекту:

1) Твинтипы с жесткостью не выше средней, с так называемым 'round flex', примерно в рост, с талией около 90 мм, радиусом около 20 метров;

2) Крепеж: 'Hammerhead' или 'Cobra R8';

3) Ботинки: 'Scarpa T1'с обычным вкладышем.

Подробные объяснения приведены ниже.

Примеры подходящих твинтипов

'Salomon Pocket Rocket' (90 мм)

Родоначальник мегауниверсалов. Особо расписывать смысла нет, так как у данной модели конкуренты отсутствовали как класс до тех пор, пока остальные производители сидели на жопе пару-тройку лет в глубоком шоке. Потом оправились и начали штамповать со страшной силой. Говорят, мягковаты для крупных и скоростных чуваков. Судя по форумам, не сильно износостойкие из-за отсутствия дерева в конструкции. Особенно у прыгающих падонков. Как говорят, пенный наполнитель довольно быстро 'deteriorate' в парках.

'Salomon T-Gun (Teneighty Gun)'

'Конвейерный' приемник 'Pocket Rocket'. И пишут о них практически то - же самое: 'Возможно, самые простые в управлении, наиболее универсальные фрирайдные и фристайловые лыжи. Экспертам их будет маловато. Чувакам более 80 кг лучше смотреть что-нибудь другое'

'Salomon T-Gun (Teneighty Gun) S - Lab'

Мелкосерийный продолжатель родоначальника мегауниверсалов. Часто трудно купить. Значительно дороже обычных 'T-Gun'. Усилены несколькими пластинами. Тестеры писают кипятком и клянутся, что это лучшие в мире лыжи (некоторые уважаемые Интернет - издания с этим согласны). Дословно с сайта www.skireviews.co.uk:

'Супер - лыжи. Лучшие и наиболее 'труднодоставаемые' фрирайдно - фристайловые снаряды на протяжении последних двух сезонов. Всякий, кто прокатился на них, абсолютно влюбляется в данные лыжи. Баланс бокового выреза, flex-а и стабильности близок к совершенству. Лыжи, наносящие сильнейший удар сопернику - 'Seth Pistol'. Прекрасно приспособлены и к парку, и к бэккантри.'

В общем, названы лучшими в мире. Я уже сбился со счета, сколько их, лучших в мире. Этот же источник называет 'Seth Vicious' эталоном фрирайдных лыж. Впрочем, несколько моих друзей согласны со вторым утверждением. А эту модель мы не тестировали. Не продается она у нас пока.

'Salomon Scratch'

Очень популярны в Хибинах и не только. Несколько друзей катаются.

Что - до слишком дофига 'Саломонов' в списке:..

А есть еще целинная мега - дурилка с раздвоенных хвостом:.

Посмотрите видео 'Tele Off-Piste' на нашем сайте.

Желто-черные 'XScream' у чувака на ски - туре:

'Head Mad Trix Mojo' (122/90/117)

Протестированы нашими гидами в течение 3-х лет. Очень хорошо сбалансированы. Недешевые (около 700-750 баксов). Если есть на распродаже, то купил - бы с ходу. Самое прочное покрытие 'торшита' из встреченных лыж. Похоже на 'змеиную кожу' у 'Штокли'. По собственным ощущениям, не требуют привыкания. Встегнулся и поехал. Все ясно, понятно и надежно. Очередные суперлыжи.

'Head Mojo' (от 90 мм) Как пишут американцы: 'Pretty bomber, highly recommended for expert park and powder riders'.

'K2 Hippy Stinx' (125/95/118), ростовки 169,179 (4230 грамм),189 см Аналог легендарных 'Seth Pistol'. Один знакомый (Андрей Вишневский) купил и не нарадуется. То, что он на них вытворяет, никто не должен повторять, если хочет дожить до старости (вроде спуска на пятках по раздолбону 25 км без поворотов). Одна из самых популярных моделей среди 'отжигающих нипадецки'. Не вижу смысла что-либо искать еще, если 'Hippy' есть на распродаже. На прошлых выходных проведено повторное тестирование крепежа 'Hammerhead' в позиции '4' и лыж 'Hippy Stinx' (179 см) на склонах 25 км Кировска. Скромно даю высший балл 'рекомендуемости к покупке'. Десять из десяти.
Данный комплект идеален как 'all mountain'.

В соответствии с длительными тестами Telemarktips.com:

'Удивительно легко перекладывать с канта на кант для таких размеров. Рождены для больших гор и прыжков. Стабильны на скорости. Способны поглотить такой раздолбон, что глаза вылезут через жопу. Достаточно жесткие (торсионно) для подготовленных склонов. В основном проектировались для пуха и мягких покрытий.'

'K2 Seth Vicious' (130/98/118), ростовки 169,179 (21 метр) и 189 см

Torsion box, боковые стенки АBС, пихта от носа до хвоста, прогрессивный боковой вырез (разный радиус спереди и сзади - супер), триаксиальное плетение.

Живая легенда. 'Одна из', если не самая популярная фрирайдная модель в мире. Недетская талия 98 мм явно ощущается после 92 мм у 'Big Trouble' Для любых гор, склонов и направлений, включая самые дикие. Довольно просты в управлении, но убийственно быстры. Выбор моих постоянных компаньонов по катанию с пристегнутой пяткой, восторженные отзывы Дмитрия Сидоровича (тоже купил), выбор большинства Интернет - источников и своеобразный эталон для сравнений остальных фрирайдных лыж.

Ну, что еще можно сказать:.. Что можно убиться? Да, можно. Что это суперлыжи? Да, супер. Можно ли их рекомендовать новичкам? Ммммм:.. не подписался бы под такой рекомендацией. Во-первых, действительно можно убиться или переломать ноги, если они заплетутся на таких серфах. 'Сеты' не просто быстрые, они жутко набирают хода с места по любому покрытию и несут без тормозов по любому раздолбону. Во-вторых, 98 мм - это уже серьезно, т.е., данные лыжи требуют водительских прав более высокой категории, чем 'B'. Я на них первый раз разогнался так, что стало реально страшно. Т.е., совершенно неожиданно превысил предел контролируемой скорости. Себе бы купил, но в нашей небольшой тусе уже 3 пары 'Сетов'.

Учиться можно на чем угодно, конечно, но покупка данных лыж - строго на Ваше усмотрение. Не переоцените свои возможности. Ставить на кант лыжу в 90 мм и 98 мм - совсем не одно и то - же, поверьте. Плохо представляю себе управление такими лыжами в ботинках ниже 'T1', слабом крепеже и заплетающимися ногами.

Показатели пригодности к различным условиям: 'all mountain' - 80%, пух - 100%, фристайл-80%, подготовленные склоны-35%.

'Dynastar Big Trouble' (124/92/114), ростовки 176 см (R=20 m) и 186 см (R=23 m)

Всеядные твари! Этим все сказано. Тяжеловаты для доходяг. Я прекратил поиски после их покупки. Устраивают на все 100 %. На ходу похожи на 'Сеты', но чуть жестче. Также имеют 'a lot of flex', требуют работы весом и ногами (меня не напрягает). Идут по любому покрытию от бетона до целины при неизвестном скоростном пределе. Поворачивают довольно солидно из-за приличной длины и веса, но прогибаются до необходимого радиуса под средней нагрузкой. Конструктивно представляют из себя два листа металла и дерево по всей длине. Вызывают уважение с первого взгляда. Брутальная танкоподобная штука. Очень стабильные, скоростные, прощающие. Раздолбон скорее пробивают, чем амортизируют. По качеству изготовления пока вопросов нет. Мега - универсалы без преувеличения. Носы всплывают чуть менее охотно, чем у 'Сетов' и, тем более, 'Hippy Stinx'.

От себя могу добавить что лыжи 'Big Trouble', 'Seth Vicious' и 'Hippy Stinx' - одного поля ягоды. 'Hippy' в носах чуть мягче остальных. Я бы с трудом сделал выбор из этой троицы, настолько они хороши. В бездонных условиях выиграют вторые. На подготовленных склонах - первые. Самые легкие в управлении и наиболее прощающие - третьи.

'4FRNT MSP'

160 cm: 106-82-95 mm / 25 m
170 cm: 114-87-102 mm / 25 m
180 cm: 122-92-108 mm / 25 m
187 cm - 127-96-114 mm - 25 m
Вес пары: 4160 грамм (187 cm)
- Cудя по отзывам из нескольких серьезных источников, лыжи исключительного качества. Одно из лучших предложений на рынке. Дороже массовых аналогов (до 1000 долларов). Красивые просто жуть. Классическая конструкция. Кленовая начинка от носа до хвоста. Прекрасные ходовые качества, отменное виброгашение и торсионная жесткость, самая прочная скользячка из имеющихся на рынке. Говорят, что качество и надежность - синонимы марки '4FRNT'.


'DP', 3 жесткости на выбор покупателя, талия от 80 до 138 мм.

Суперлыжи. Одни из самых легких. Ручной работы, космические материалы, карбон, уникальная торсионная жесткость и стабильность поведения на различных покрытиях. Мелкосерийные и дорогие. Только на заказ (около 1000 $ без доставки и растаможки). Черные и очень красивые (пока не покоцаются). В самом верху рекомендованного списка по многим источникам.

'BD Havoc' (120/88/113), ростовки 163,173,183 см (3610 грамм)
На этих лыжах катаются прорайдеры 'Black Diamond', включая Flying Ryan Boyer. Сделаны c использованием технологий 'Atomic' специально для 'отжигающих' телемаркеров.

Кратко с Telemarktips.сom:

'Dual torsion bow construction. С-Matrix cap, сделанный из плетеного стекловолокна/сплава, насыщенный 'испаренным' алюминием для повышения торсионной жесткости и улучшения виброгашения. Внутри - пена 'Densolite'. Уникальный трехмерный профиль. Высокая торсионная жесткость. Удивительно хорошо ведут себя на твердых покрытиях для таких размеров. Благодаря малому весу, очень быстры в работе с канта на кант на крутяках.
Прекрасное поведение в пухе и на твердых покрытиях. 'Flex' средней жесткости,
по ощущениям ближе к 'round' (на форумах некоторые говорят об относительно жесткой средней части). Тестовая пара показала хорошую прочность и сопротивление износу. Прошла недетские испытания прыжками в парке, со скал, козырьков.
Очень большие чуваки и сильно быстрые чуваки после тестов возжелали поиметь большую ростовку, больший вес и виброгашение для стабильности прохождения различных покрытий на высоких скоростях (примечание автора: чуваки, вы только что возжелали 'Dynastar Big Trouble'). Данные желания совершенно логичны, так как лыжа разрабатывалась с расчетом на бэккантри (облегченная конструкция дает некоторые минусы, что совершенно логично). Лыжа высокотехнологична, очень универсальна. Скользячка - 'electra sintered graphite' (действительно крутая). 'Havoc' - великолепный пример современной лыжи с прекрасным дизайном (т.е., начинкой). Эта лыжа - настоящий хит данного производителя (примечание автора: делал-то 'Atomic':..). Дают высокую отдачу от приложенных усилий.'

Данная лыжа часто мелькает в списке рекомендованных и среди часто обсуждаемых на американских форумах. В 2002 году была номинирована на звание 'Ski of the year'.

'Armada ARV'

Качество изготовления на высоком уровне. Встреченный в Кировске кадр ничего путного не мог про них сказать, так как это были его первые лыжи:...
Показатель 'all mountain' - 100%, пух - 80%, фристайл - 90%, подготовленные склоны - 50 % , что говорит об очень высокой универсальности. Деревянная начинка, прочные и долгоживущие лыжи. Звездный прорайдерский состав.

'Line' (80,90,100 мм)

Еще один достойный 'фрирайдный' американский кандидат. Найдите на сайте производителя отличия с другими хорошими американскими лыжами. Я не нашел.

'Extrem Patriot' (94 мм)

Мелкосерийные лыжи превосходного качества с универсальной геометрией а-ля 'Pocket Rocket', как и большинство остальных из списка. Старые аналоги популярны у скандинавов, видел несколько пар в Кировске. Хотел купить себе до приобретения 'Big Trouble'. Дорогие. Пытаются сохранять полное пятно контакта всей поверхностью скользячки. Ручной работы. Конструктивно - сэндвич из очень качественного звонкого дерева и карбона. Металла внутри нет и он там лишний, так как виброгашение и так замечательное. Толстые цельные канты. Очень упругие лыжи, как и остальные 'Extrem'. Фабрика использует технологии производства жестких сноубордов в лыжной линейке и профиль самолетов 'Steals' для ровного распределения давления от ботинка . Падонки, что сказать! Кучка доскеров собралась когда-то и начала делась себе борды в гараже. А потом научилась делать и лыжи высшего качества.

'Extrem Big O' (104 мм)
То же самое, но толще на 10 мм и предназначенное для 'Big Lines'.
Конкурент 'AK Enemy' и 'Gotama'. В отличие от конкурентов, скидками в конце сезона даже не пахнет. Одни из самых дорогих (эксклюзивные и кастомные не трогаем). Зайдите на сайт www.extrem.se и офигейте от раскраски. Ядерный взрыв, 'Чужие', горы черепов и т.д. Опять за свое взялись:: Но за качество я ручаюсь.

'Voelkl Gotama' (130/105/122 мм)

Прямой конкурент 'K2 AK Enemy' и 'Seth Vicious'. Для бэккантри с гидами на Кавказе подойдет, для Аляски тоже. В Хибинах нередко встречаются индивиды на подобных досках, но целесообразность таких лыж не очевидна. В кулуарах с мягким покрытием такие борды дарят особый кайф, несомненно.
Правда, недолго, так как кулуар на таких досках очень быстро кончается.
На Западном Побережье США позиционируются как 'ежедневные лыжи для лиц с небольшим весом'. 'Небольшой', по американским меркам - это, видимо, до 200-220 фунтов, притом в местах, где выпадает больше 250 дюймов снега в сезон. Шутники, однако. Им бы поменьше гамбургеров жрать, а то генофонд себе запороли и евро - райдеров в заблуждение вводят своими советами. Одна из лидеров среди своей 'весовой' категории. 'All - mountain' показатель под 70%, подготовленные склоны - 60 %, пух - 100%, фристайл - 0 %.
Про нее пишут, что если хотите лыжи легче в управлении - берите 'Head Mad Trix Mojo' или 'Pocket Pocket', хотите более прямолинейную модель - берите 'Sugar Daddy'.

В журнале 'Горные лыжи' написано следующее:
Отличная машина для фрирайда, но хочется подлиннее. Хорошо идет по любому типу снега - каша, мягкая целина и ветровые надувы с застругами. Прощает и заднюю стойку, хороши при приземлении. * Правильная лыжа для райда и хели-ски. В такой ростовке можно и в лес, но в нормальной длине (190 см) - только открытые места. Лыжи для экспертов и про-райдеров, непростые, очень стабильные на любом снегу - главное, чтобы его было действительно много. Минимум поворотов и резких движений, максимум скорости.

Отзывы экспертов:
Торсионная жесткость недостаточна для катания на жестких ровных склонах. Похоже, что модель этого года стала чуть мягче и чуть отзывчивее к приложенным усилиям. Узкоспециализированная лыжа для внетрассового катания. Мощный лыжник будет достаточно комфортно себя ощущать и на буграх. Мощные и стабильные вездеходные лыжи, которые могут все - но только в плохом снегу или целине. Скорость и максимально большие дуги, а лучше - их отсутствие. Резаную дугу идут только одного радиуса. В поворотах с проскальзыванием послушны, но не слишком.
В общем, лыжа для больших гор. В обзор попала потому, что пропустить ее нельзя.

'Voelkl Mantra' (94 мм)

Вот про них ничего не можем сказать. У американцев находятся в списке рекомендованных. Пара норгов из университета Альты приезжала в Хибины на этих лыжах. Но это были очень продвинутые чуваки и про лыжи мы даже не спросили, так как им уже пофиг на чем кататься. Средняя жесткость.

'Stoeckly Snake BC'

Ну, что о них писать:. Если есть деньги, то конечно берите. Превосходное качество, естественно. На вас будут смотреть, как на владельца 'Ягуара'.
Супер - красивые, переливающиеся различными цветами лыжи.
'All-mountain' показатель - 80 %, пух - 90 %, фристайл - 80%, подготовленный склон - 40%. Что еще надо для счастья? Не пугайтесь имени производителя, жесткость данной модели дефорсирована до среднего уровня. Видел одну пару, чуть не кончил.
Почему твинтипы


Вне подготовленных склонов и не только довольно часто присутствует необходимость в задней передаче. Еще можно прикалываться фигурным катанием, кататься раком в свое удовольствие, прыгать, спускаться на крутяках падающим лепестком, пускать фонтанчики и легко выходить из поворотов.

В бэккантри у твинтипов есть пара минусов:
1) Идти далеко классикой без камусов - развлекуха стопудовая. Есть и плюс: заехав куда не надо, можно спокойно дать задний ход без выдергивания /откапывания задней части и использования ненормативной лексики.
2) Твинтипы по определению тяжелее. Однако, у меня сложилось устойчивое мнение, что вес спусковых лыж должен быть вполне определенным, как соотношение веса пули и ружья. Сверхлегкие лыжи не позволят пробивать раздолбон, например, и эффективно гасить вибрации. Кроме того, легкие лыжи не обладают достаточной инерцией для сохранения собственной стабильности на высоких скоростях. Сильно тяжелые, в свою очередь, сложно крутить и они вытягивают силы.
Хотя, Валера Соловьев говорит, что после 'AK Enemy' (189 см, 108 мм ) 'Сеты' (179 см, 98 мм) на ногах уже не чувствуются. Бугаааа::.


Примеры подходящих лыж



'K2 World Piste' (114/78/112), ростовки 167,174,181,188 см
Долго держали пальму первенства как самые массовые телелыжи средней ширины. По собственных ощущениям, к ним привыкать вообще не надо. Носы мягкие и длинные, что некоторых может раздражать на гребенке. Куча нашего народа на них каталась и катается до сих пор: Дэн, Сергей Кубли, Майкл, Надя (She's Piste) и многие другие.

'K2 She's Piste' (114/78/112)
Женский аналог 'World Piste'

'Karhu Jak' (127/97/117), ростовки 170,180 (4087 грамм),190 см
Некоторые очень уважаемые источники назвали ее самой универсальной толстой теле - лыжей в мире из когда-либо произведенных. Крутое заявление. Раньше имела талию 90 мм, считалась самой популярной в США 'толстой' лыжей и была выбором USTSA Freeski comps. (Примечание автора: в 2003-2004 годах фрирайдные лыжи с талией 90 мм считались толстыми, сейчас это понятие перекочевало к лыжам с талией от 100-110 мм). 'Telemarktips', 'Powder Magazine 'и 'Сouloir Magazine' писают от нее кипятком на 360 градусов. Лично не тестировали, а очень хотелось бы.

'Karhu Jak BC' (127/97/117), ростовки 170,180 (3572 грамма),190 см
В соответствии с длительными тестами Telemerktips.com:
'Облегченная версия предыдущей лыжи, притом чуть жестче. По утверждениям TT.com, сохраняет все свойства предыдущей модели и даже более универсальна в 'all-mountain' условиях. Удалены слои титанала, заменены карбоновым волокном.
Начинка из более легкого дерева (тополя или осины + клен). Примерно на полкило легче прародителя. Быстрее перекладывается с канта на кант. Повышенная жесткость привела к лучшему хвату кантов на твердых покрытиях и большей стабильности на скорости (ростовка 180 см ведет себя примерно как 190 см 'Jak').'
Почитайте форум на www.telemarktips.com, ибо некоторые говорят о серьезных отличиях в поведении этих двух моделей вплоть до того, что это совершенно разные лыжи. У меня облегченные изделия почему-то всегда вызывают подозрения.


Karhu Jil, ростовки 160 (120/90/110), 170, 180 (127/97/117)
Женская версия 'Jak'

'Atomic Sugar Daddy' (99 мм) - Оттестировали в январе, читайте отзыв Ивана о январской школе. Эти лыжи строго для больших гор, целины, прямолинейных прострелов и пугания курортников в кафе. Удивительно красивые. Дизайн чем-то напоминает 'Кадиллаки'. Нечто здоровое, серьезное и дорогое на пневматической подвеске, предназначенное для пересечения континентов. Стабильно в десятке лучших. Удивительно легкие для таких размеров (почти на килограмм легче моих 'BT'). На удивление хороша торсионная жесткость. Эффективные канты настолько длинные и хваткие, что пока не сточили по 10 см на концах, было полное ощущение езды по рельсам (радиус - 29 метров). Носы мягкие, но упругие. Более упругие, чем у целинных 'К2'. Дорогие, цена в высокий сезон доходит до 1000 долларов за пару. В качестве целинных - бэккантрийных себе бы взял и клал в кровать на ночь. Очень качественные и красивые лыжи.

'Atomic Tele Daddy', ростовки 163 (122/99/112), 173 (124/99/114), 183 (126/99/116)
Снова завуалированный клон альпийской модели. Если продается дешевле собрата, то стоит брать. Но только для действительно больших гор, а не как единственную универсальную пару.

'АК King Salmon ' (125/94/115 мм), одна ростовка 180 см.
Дорогие высококачественные мелкосерийные лыжи с отличными и даже восторженными отзывами. Около 900 долларов за пару в США. Прекрасное поведение в пухе и удивительно приятное на других покрытиях.. Некоторые считают их очередными лучшими в мире. Офигительно красивые.

'AK No Ka Oi' (117/78/107 мм), ростовки 170, 180, 193 (эта 120/84/110)
Как пишут американцы во многих источниках, 'супер - классно - сделанные' лыжи, как и остальные 'АК'. Использованы технологии производства спорт - цеховских лыж. Торсионная жесткость заявлена как у спортивных, вес - как у бэккантрийных. Вот, шайтаны:. Как это им удается? Что-то я побаиваться стал высокой торсионной жесткости. Цена в США - около 800 долларов.

'Dynastar Legend 8800 (116/88/109), ростовки 178,188 см, радиус 25 и 27 м.
Как и другие 'Легенды', в представлении не нуждаются. См. ниже. Прошлогодние модели есть в 'Триалах' за относительно смешные деньги для лыж такого класса (350 баксов). Дерево, титанал, качеством прет за километр, скоростные, стабильные - все как обычно в данной серии. Для курортного фан - карвинга поищите что-нибудь другое.

'Dynastar Legend Pro' (97 мм), 176, 186, 194 см
Позиционируются уже строго для экспертов с классической техникой и профи. Радиус до 29 метров. Говорят, рулят в больших горах со страшной силой, часто берут призы. Показатель 'all mountain' пригодности номинально 50%, для пуха - 100%, к твердым покрытиям - всего 10%. Открытым текстом написано, что не предназначены для фан - карвинга на твердых покрытиях. Т.е., в разряд универсалов их поставить никак нельзя. Скоростные полеты под управлением экспертов и профи - их истинная стихия. Встреченные в Хибинах чуваки катались с хитрыми лицами, как будто посвящены во что-то эксклюзивное. Не похожи на лыжи, которые стоит брать в качестве единственной пары. Для 'all mountain' назначения есть куча других, более подходящих кандидатов. Powder Magazine Skier's Choice' 2007, Freeskier Editor's Pick' 2007. Дальше стоит расписывать насколько это крутые лыжи? Стоят около 1000 баксов, между прочим:.. в новой раскраске. Прошлогодние (если найдете) - возьмете за полцены.

K2 Phat Luv' (125/95/118 мм), ростовки 153,160 (R=17 м),167,174 см
Ряд девушек из нашей компании катается на таких, включая Свету Загвоздину и Оксану Соловьеву. Cупер-серфы для целины и мягкого раздолбона. Клон мужской модели 'K2 Apаche Chief'. Цена в 'Триале' после 20-го января просто смешная (около 6400 руб).

'K2 Apache Chief' (131/98/112 мм), R=24 м
То - же самое. Мужской аналог предыдущей лыжи. Хватайте, если будете кататься в целине и по мягкому раздолбону. Жестче, чем 'Seth Pistol'. Некоторым не нравятся вибрации носов на гребенке, как и на многих других внедорожных 'К2'. Однако, 'К2' и фрирайд - синонимы, это никто оспорить не сможет. В целине вы на них будете лететь с дебильно-радостным грызлом.

'Rossignol T4 (B3)' (122/94/112), ростовки 168, 178, 185, 195 см

В соответствии с длительными тестами Telemarktips.com:
'Конструкция: пена, верхняя часть из металлического ламината (на растовках 185 и 195 см). Меньшие ростовки выполнены без использования металла в конструкции. Усиленные канты. Внизу металлической пластины нет, сверлите осторожно Flex чуть мягче, чем у 'B3' (альпийский близнец), но торсионная жесткость та - же. Тестеры не заметили никакой разницы в поведении между этими двумя парами. В отличие от 'В3', на 'Т4' отсутствует встроенная платформа, т.е., flex более 'round'.

Позиционируются для продвинутых и экспертов, 90% off - piste. Стабильны на скорости, боковой вырез умеренный. Не для новичков и не тех, кто ищет легкие пути. Предназначены тем, кто любит рвать параллельных чуваков и мочить по прямой.

'Lacroix Authentic' (125/94/115), ростовки 162,172,182 см

К сожалению, не имели чести протестировать данные супер - стильные лыжи, ибо не являемся теле - олигархами, как некоторые нескромные российские телемаркеры и никогда не слышали о 50-ти процентных скидках в конце сезона на продукцию 'Lacroix' в России.
Буквально из журнала 'Couloir': 'Easy carving high performance recreational ski for every skier who wants a trusted product in all conditions'.
Красота этих лыж завораживает. Про остальные лыжи 'Lacroiх' вас могут просветить наши друзья с www.telemark.ru.

Igneous
Покупать их не надо. О таких лыжах надо мечтать. Их называют 'возможно, лучшими классическими лыжами из когда-либо произведенных'. Идите на домашний сайт и любуйтесь как произведением искусства.

Почему талия около 90 мм


Такие лыжи показали себя супер - универсальными. В целине, городе, по раздолбону и даже бетону.
Только будьте поосторожнее со сверхмягкими лыжами вроде старых 'K2 Work Stinx' или 'Voile Surf '. Такие лыжи далеко не универсалы из - за своей сверх - облегченной конструкции. Имеют низкий скоростной предел, теряют стабильность на средних скоростях, торсионная жесткость крайне низка. В пухе и походах - супер. Весят около 3 кг.

Почему радиус около 20 метров:


Данный радиус позволяет осуществлять плоское ведение, безболезненный переход с одного покрытия на другое, сохраняя возможность фан - карвинга на обычных склонах и быстрых поворотов вне трасс.

Почему не выше средней жесткости:


Жесткие лыжи не гнутся под весом тела на мягком покрытии, плохо всплывают и хватают то, что хватать совершенно не стоит (бугры, заструги, корку). Кроме того, здорово ограничивают свободу выбора приемов катания (принудительное боковое проскальзывание, например).

Почему 'round flex'


Все потому - же. Плюс широкий диапазон продавливания лыж до необходимого радиуса.

Почему фрирайдные лыжи:


Потому, что телемарк и фрирайд - синонимы. Вы обязательно попретесь туда, где курортники не ходят. Еще потому, что фрирайдные лыжи наиболее универсальны, позволяют кататься на любых покрытиях и прощают ошибки. Вы сильно удивитесь в первый раз какое г:: они способны проглотить и насколько приятна их поразительная всеядность.

Почему 'Hammerhead' или 'Cobra R8': уже объяснил. Хотите протестировать другие крепления - с удовольствием почитаем отчеты. Мы пока не хотим. За свои деньги, по крайней мере.

Почему 'Scarpa T1':


Примерьте. Если подошли, то покупайте и не спрашивайте. Не ошибетесь. Если нет 'T1', то можно взять 'T2X' Большим, агрессивным чувакам с большими лыжами стоит покупать только 'T1' или даже 'T-Race'. Однако, имейте ввиду, что 'T-Race' - чисто спусковая модель. Ходить в ней далеко тяжеловато. Говорят, примерно соответствуют жесткости альпийских 'Nordica' c индексом 100. Сравнивал, очень похоже на правду. Жестче, чем 'T1' до 14 процентов на предельных углах сгиба.
Именно эти проценты лишние в целине (довольно трудно искать баланс, приходится распускать верхние стропы). 'Scarpa' делает суперботинки, о которых жалеть не будете. Все наши участники катаются в 'Scarpa' и пищат от восторга.
Немного поменялось мое собственное мнение о целесообразности термовкладыша. Да, он суперудобен, но за 120 дней катания слегка промялся в районе боковой косточки, при этом обычный вкладыш у Дмитрия Сидоровича служит уже сотни дней, не доставляя дискомфорта. При этом, обычный вкладыш более жесткий. Где-то читал, что спортсмены - профи не катаются в термовкладышах. Обычный вкладыш у 'T1' Ивана мне очень понравился. А вкладыш в старых 'T2' со шнуровкой немного давил краями язычка. Решайте сами, цена обоих вкладышей - около 130 евро. Оба очень хороши.


'Garmont' мы не тестировали потому, что не было возможности, потому, что 'Scarpa' полностью устраивает и потому, что 'Гармонта' раньше просто не было в России. 'Crispi' большинству наших участников не подошли, мягко говоря. Была большая перепалка в Интернете по поводу этих ботинок. Я пробовал три модели 'Crispi' и кататься в них вообще не смог - в двух моделях присутствовало сильное давление гармошкой на пальцы, а в третьей давило на подъем до снятия кожи. Притом, трое знакомых катаются в 'Crispi' и не плачут. Все три фирмы используют разные колодки.

Установка крепежа

Установка крепежа (-1 см) от альпийской риски центра ботинка на 'Big Trouble' (186 см) не оправдала ожиданий. Носы оказались тяжелыми для смены ног в воздухе. В конце концов, крепеж ('Cobra') установлен из расчета сдвига центра ботинка на 1 см вперед от альпийской риски, что примерно соответствует сдвигу крепежа на K2 'Work Stinx'/ 'World Piste' на 2.5 -3 см вперед от 'целинных' закладных. Данная установка оказывает огромное положительное влияние на поведение в поворотах, но несколько усложняет работу в настоящей (т.е. бездонной на ходу) целине.
При данной установке крепежа 77 см эффективной скользячки оказалось спереди от центра плюсны и 78 см сзади. Лыжи поворачивают сами, крутятся при смене ног как вертолет. Однако от имени Дмитрия Сидоровича предупреждаю, что данная установка (+1 cm) подразумевает наличие опыта катания и вполне определенную технику (не расслабленную, мягко говоря). Кроме того, ногам от раздолбона теперь достается больше.

Кстати, повторные замеры положения центра плюсны на ботинке 'Scarpa T-Race'
( и 'T1') размера 'Mondopoint 275' показали 9 см от носа ботинка, а не 7,5 (как я писал раньше). Т.е, центр плюсны на самой стопе размером 27 см оказался в 7,5 см от кончика большого пальца. В итоге, установка центра ботинка по альпийской риске на 'Big Trouble' приведет к практически полному соответствию с методом 'Центр плюсны на центр плоской скользящей поверхности'.

Т.е., покупая альпийские фрирайдные лыжи для телемарка, не трахайте себе мозги, а ставьте центр ботинка над риской для центра альпийского ботинка. Только, ради Бога, выкиньте из расчетов утиный клюв из замеров длины ботинка.

Чуваки из телемарк - департамента 'К2' тоже поняли недавно, что олдскульно - целинным положением закладных народ не всегда удовлетворяется и ставят теперь два пакета, один из которых приводит положение теле - ботинка к обычному положению альпийского ботинка.

Список снаряжения участников и организаторов последней январской школы в Кировске

Дмитрий Сидорович: K2 Seth Vicious / Head Mad Trix Mojo + Linken + Scarpa T1
Сергей Соколов: Dynastar Big Trouble / Extrem Sweet O / K2 Work Stinx + Cobra SuperCarve (старый аналог R8) / Linken + Scarpa T-Race Thermo
Иван: Atomic Sugar Daddy + Hammerhead + Scarpa T1
Сергей Кубли: K2 World Piste + Voile Hardwire + Scarpa T2X
Аня: K2 Fujative + 7TM + Scarpa T3 (уже заменила на T2X)
Надя: K2 She's Piste (аналог World Piste) + Cobra R8 + Scarpa T2X

Источники информации:


1) Собственный опыт, опыт наших гидов, постоянной команды, учеников, друзей, скандинавских участников фрирайдных программ
2) www.telemarktips.com (и форум)
3) www.couloirmag.com
4) http://www.tetongravity.com
5) http://forums.epicski.com/ (The Barking Bear Forums)
6) http://www.telemark-pyrenees.com
7) Powder Magazine
8) http://www.skireviews.co.uk
9) Журнал 'Горные лыжи'
10) www.telemark.ru