Tilbake til hovedsiden Sitemap

Untitled Document
Школа телемарка

Техника телемарка

11.08.2004


Nomad

Правильно поставленная техника позволяет получать удовольствие от катания, быстро реагировать на любое изменение рельефа, больше времени проводить в телемарк-снаряжении. В качестве основы мы взяли норвежский стиль телемарка - как наиболее эффективный, приносящий норвежским спортсменам первые места на чемпионатах мира. Такая техника отличается от немецкой и американской низкой стойкой и быстрой скользящей сменой ног с разгрузкой вниз в начале поворота. На первом этапе обучения осваивается простейший J-поворот в высокой стойке, более удобной для новичков, а затем, когда приобретена устойчивость в движении и поворотах - индейский шаг.

Различия в технике

Для начала мы наглядно продемонстрируем, чем отличаются техники телемарка в разных странах. Дело не только в стойке - высокая или низкая, она меняется в зависимости от рельефа и состояния склона. Посмотрите, как один и тот же скандинавский телемаркер катается в заснеженном лесу:



и на ухоженном склоне :

А вот из какой стойки делают поворот представители немецкого телемарка:

 


Различие заключается в том, как происходит управление лыжами в повороте и смена ног. В норвежском телемарке - явное давление на переднюю ногу, когда она выводится в начало поворота, и разворот плеч на колено передней ноги. В телемарке других стран - акцентированное контрвращение телом и разгрузка лыж преимущественно вверх при смене ног в начале поворота, с давлением на обе ноги:

 


Разминка

Хочется напомнить, что перед любым выходом на склон нужно проводить разминку, чтобы разогреть мышцы и настроить организм на предстоящий спуск. Сначала разминаются суставы (вращение кистей рук, головы, коленей, бедер), потом мышцы (махи руками и ногами, наклоны корпуса, прыжки на месте).

 

Наличие наколенника как средства защиты коленей обязательно, ведь катание происходит в местах с естественным рельефом.

Стойка телемарка

Стойка в норвежском телемарке - низкая, устойчивая и сбалансированная; она позволяет адекватно реагировать на изменения рельефа, поскольку динамика ног в таком положении приобретает наибольший размах. Но это вовсе не означает, что нужно сесть на ботинок задней ноги (см. фотографию ниже).

Правильная стойка телемаркера равномерно загружает переднюю и заднюю ноги, причем при смене ног в повороте работают другие мышцы. Передняя (ведущая) нога сгибается в колене почти под прямым углом. При катании в норвежском варианте телемарка давление осуществляется не на язычок переднего ботинка, а на его задник, загружая всю лыжу. Изменение давления на задник ботинка позволяет встречать в боевой готовности любое состояние снега: будь то целина или укатанный склон, рассыпчатый или мокрый снег.



Задняя (ведомая) нога работает наподобие амортизатора подвесок автомобиля. Она сгибается в коленом суставе и в области плюсны стопы, продавливая гармошку (flex) заднего ботинка, создавая почти прямой угол между стопой и продольной осью задней лыжи. При очень низкой стойке допускается такое положение, при котором ось, проходящая через бедро задней ноги, параллельна той, что проходит через голень передней. Поэтому для сохранения давления на задник переднего ботика на крутых поворотах передняя нога выдвигается на 10 см, как показано ниже:


Центр грудины и руки должны располагаться в одной плоскости с вертикальной линией, проходящей через пятку и колено ведущей ноги, как видно на фотографии. Работа корпуса заключается в балансировании сторон. Заваливание плеч вправо или влево не допускается. Линия, проходящая через плечи, всегда параллельна плоскости склона, как показано ниже.


Степень же наклона корпуса определяется рельефом и составляет от 80 до 60 градусов относительно поверхности склона. Небольшое скручивающее движение корпуса во внешнюю сторону поворота, напоминающее замах для нанесения удара в боксе, необходимо для уравновешивания центробежной силы, действующей на телемаркера. На крутых склонах для сохранения равновесия допускается такое закручивание тела, что линия, проходящая через плечи, становится почти параллельной осям лыж.Кисти рук всегда должны находиться в поле зрения телемаркера, впереди корпуса. Линия, проведенная между ними, совпадает с проекцией, проведенной от пятки ботинка через центр колена ведущей ноги (исключение - прохождение крутых участков склона).

В зависимости от наклона корпуса расстояние между руками может быть от 40 см в низкой стойке до 1,5 метра в верхней. Под низкой и верхней стойками понимается степень наклона корпуса, а не сгиба коленей. Руки держатся в неизменном диапазоне: от колена ведущей ноги до центра грудины. Чем выше стойка, тем шире разведены руки и тем выше они подняты. Вот пример:


При уколе палкой со стороны ведомой ноги необходимо сделать скручивающее движение кистями рук к центру тела (оси позвоночника), и, когда тыльная сторона палки окажется на уровне грудины, воткнуть палку в снег на уровне носка ведущей лыжи. Начальная фаза движения руки:



При прохождении узких и крутых участков используется укол также двумя палками. Плечи при этом развернуты вниз по склону. Палки ставятся вперед, затем толчок (прыжок) ногами и поворот - преимущественно в воздухе со сменой ног. Приземление уже в телемарк-позиции, но с другой лыжи. На крутых участках укол палкой делается раньше около ботинок с дальнейшей опорой на нее:


В глубоком целинном снегу уколы палкой делаются вбок - в центр будущего поворота. Это придает телу импульс к вращению:

 

 

Поворот в телемарке

Правильным поворотом мы считаем тот, при котором на всем его протяжении контролируются лыжи: они все время контактируют со снегом, и телемаркер в любой момент может изменить силу и направление воздействия на них. Кататься нужно с ощущением небольшого напряжения в ногах, оно и присутствует, поскольку это универсальная техника фрирайда. Телемарк-стойка, описанная выше, половина вашей стабильности.

Поворот в норвежском телемарке делается без акцентированной разгрузки вверх во время смены ног: сначала совершается предразгрузка вниз, потом ноги проходят под телом без изменения уровня центра тяжести лыжника относительно линии ската. Такая техника (индейский шаг) требует хорошей физической формы и прекрасного чувства баланса. Это 2-й класс обучения. Смена ног с разгрузкой вверх (1-й класс обучения) на первых взгляд кажется более быстрой и удобной, а индейский шаг - энергоемким, но это не так. Последний уже много веков используют при передвижении индейские племена, а в наше время - войска элитного назначения.

Смена ног в повороте осуществляется с уколом внешней палки, который ведется от бедра. При этом тело совершает небольшой (сантиметров на 5) "бросок" во внешнюю сторону поворота, чтобы разгрузить заднюю ногу, которая затем выводится вперед. В целом в повороте можно выделить четыре фазы:

- подготовка к повороту
- смена ног
- вход в поворот
- ведение дуги

Подготовка к повороту делается с помощью общей разгрузки вниз: ноги сгибаются в коленях и тазобедренных суставах, корпус немного наклоняется вперед, центр тяжести кратковременно переносится на переднюю ногу. Начинается вторая фаза - смена ног: задняя нога приставляется к передней. В этот момент не нужно распрямлять ноги: это приведет к напряженности. Давление равномерное - на обе ноги в области носка ботинка. Движение смены ног должно начинаеться с задней ноги - она выдвигается вперед в закантованном положении (колено "выворачивается" наружу) идя как по рельсам вперед на внутреннем канте.Руки движутся вперед и как бы "выравниваются" после укола палкой - теперь они впереди, над коленом будущей ведущей ноги.


Во время ведения дуги поворота старайтесь не скрести палкой внутренней руки по склону - это плохой стиль:

 

Возьмите за правило: кисти рук должны быть в поле вашего зрения всегда!

Начинается третья фаза - вход в поворот: задняя нога выдвигается вперед, тело закручивается наружу поворота, центр грудины оказывается в одной плоскости с линией, проходящей через голень передней ноги. Скользящее выдвижение задней ноги вперед не должно сопровождаться "задвиганием" другой ноги. Когда две ноги становятся вместе, вес тела с передней ноги переносится на заднюю за счет небольшого бокового движения тазом внутрь будующего поворота. Последняя стадия - одна из самых приятных - это ведение дуги поворота. Старайтесь сохранять давление на лыжу на всем этапе поворота за счет уравновешивания центробежной силы корпусом и амортизации неровностей рельефа сгибанием коленей. Это непросто, но позволяет контролировать движение при любом состоянии снега. Оценить уровень владения индейским шагом в повороте легко: если телемаркер не скачет вверх-вниз - значит, он мастер.

 

Правильное мышление


1. Расчет траектории спуска.
Установка должна быть такой: не преодолеть склон с незнакомым рельефом, а красиво пройти его, предварительно (взбираясь на гору пешком или на подъемнике) изучив маршрут спуска. Запрограммируйте маршрут и красиво пройдите его. Тогда вы получите истинное удовольствие.

2. Сканирование окрестностей.
При катании взгляд должен быть направлен не на носки лыж и даже не на 3-5 метров вперед. Смотреть надо на 15-20 метров вдаль, если, конечно, вы не катаетесь в лесной местности. Не забывайте также о боковом зрении.

3. Постоянный контроль.
Катание должно приносить удовольствие - не стоит делать 10 поворотов и "забивать" ноги: в этом случае сигналы из мозга передают неработающим мышцам бесполезные, неисполнимые указания. Сделайте 3 поворота по 3 раза, полностью контролируя их головой. Важно закончить упражнение в положительном тонусе. Следите за положением рук, ног, корпуса во время спуска - если заметите ошибку, исправляйте на ходу. Это сложно, но тем самым вы повышаете свой уровень владения техникой.

4. Причина усталости.
В одной статье телемаркер Нилс Ларсон сказал: "Умственное напряжение порождает физическое напряжение - этакий бог Шива, убивающий в зародыше хорошее катание". Расслабляйтесь! Телемарк не спорт, он создан для души - не стоит выходить на склон, если вы чем-то озабочены. Лучше отдохните часик-другой. Посмотрите, с каким воодушевлением катается ведущий райдер Kasha Ridby (а катается она 300 дней в году):